48-летний Артем Темников — выпускник Калужского педагогического университета и Всероссийского института повышения квалификации работников кино. Преподаватель Института МАСС МЕДИА, Московского университета культуры и искусств. Автор 15 документальных фильмов, среди которых «Поезд Москва — Грозный», «Покушения на вождей», «Спецназ ГРУ. Волкодавы». По заказу федеральных ТВ-каналов снимал самые рейтинговые тревел-программы «Вокруг света», «Далеко и еще дальше с Михаилом Кожуховым», «Русский экстрим», посетив более 90 стран. No comment — его первая полнометражная игровая картина. О войне, а точнее, о неприятии войны.
На войне как на войне
— Известный продюсер и кинопрокатчик Сергей Сельянов первый обратил внимание на мой сценарий, но посмотрев No comment, сказал: «Кино получилось хорошее, однако такой фильм в прокат я взять не могу. Потому что теперь зрителей на такое кино в кинотеатры не загонишь». Люди привыкли развлекаться и отвлекаться от реальности, им лень думать.
Мои студенты признавались, что им трудно смотреть наши советские фильмы и европейское авторское кино. Ведь там — другие ритмы, другое течение времени, другие вопросы ставятся. А мозги не хочется включать при просмотре, вот и не смотрят. А поскольку голосование идет рублем, то большинство продюсеров или вовсе не занимаются авторским кинематографом, или рассматривают серьезное кино как довесок к основной деятельности. Ведь они бизнесмены, а если бизнес не приносит прибыли или хотя бы не возвращает деньги назад, то он прогорает. Их тоже можно понять. Я все понимал, но хотел снять фильм именно на эту непопулярную тему. Мне кажется, что тема неприятия войны сейчас актуальна как никогда. Мой отчим, полковник запаса, доктор исторических наук, как-то сказал мне: «Нужно запретить войны вообще. Мы живем уже в XXI веке, а все еще не научились договариваться, решать вопросы иначе, без пролития моря крови. Нужно взять и юридически запретить войны». Эти слова в моем фильме говорит комбат Дмитрий Родин. В моем фильме есть и война, и люди, которые стоят по разные стороны окопов, и вчера еще мирные жители, втянутые в нее. Немецкий юноша, его противник — молодой капитан Леша Басаргин, шестнадцатилетний чеченский паренек Саид, его отец Иса. На войне таких много — как военных, так и гражданских. И если бы не война, возможно, их жизнь сложилась бы иначе. Но, к сожалению, несовершенный мир так устроен, что войны являются его частью. Мы стали частью системы, где войны — обязательная составляющая устройства мира. Общество потребления настроено на захват — новых рынков сбыта, новых ресурсов.
Капитализм был рожден в войнах и в войнах он, видимо, должен и почить в свое время. Я долго работал в документальном кино, снимал в горячих точках, видел разгромленный Грозный как апофеоз войны, где на стенах домов не было живого места — все было изрешечено пулями и снарядами. Всем нормальным людям понятно, что война отвратительна, но войны продолжаются, и мир несовершенен. Это грустно.
Жертвы обстоятельств
Все началось с того, что несколько лет назад канал «Россия 1» предложил Артему Темникову сделать фильм к годовщине второй чеченской войны. Среди прочих материалов к нему попали видеокассеты с личными съемками как спецназа ГРУ, так и боевиков, найденные после боя в блиндаже под селением Сержень-Юрт. Военные снимали видеофиксации рейдов, а боевики — видеоотчеты для своих спонсоров. Но также были съемки, предназначенные для личного пользования и тех, и других.
— Мне как документалисту это было очень интересно: когда сам снимаешь такие сюжеты, то между тобой и героем всегда есть некоторый естественный барьер, которого здесь совсем не было, потому что снимали свои и для своих. При отсмотре материалов эпизоды из жизни людей по разные стороны фронта порой рифмовались. Например, с одной стороны отмечают Курбан-Байрам, а с другой — день рождения комбата. Боевики, кстати, и в действительности погорели на том, что сняли часовых, когда пошли поздравлять командира с рождением сына. Некоторые из таких сюжетов попали в сценарий фильма.
Я старался показывать всех персонажей истории в первую очередь людьми и быть объективным. Ведь человек везде человек. Я объездил больше 90 стран и уверен, что между людьми куда больше общего, чем различного. А тогда, при
просмотре видеоматериалов, я обратил внимание на то, что в кадре звучит немецкая, арабская, турецкая речь. Изучив все документы, я узнал, что в реальном бою под Сержень-Юртом со стороны боевиков участвовали только два чеченца и один немец. Остальные — турки и арабы. Командовали отрядом два турка — Муслюм Дак и Халим Ос. В войну в Чечне, также как теперь в Сирии, были вовлечены глобальные силы, преследующие по большому счету те же деструктивные цели. На Северный Кавказ тогда, как щепки в водоворот, попадали различными путями разные люди — герои моего фильма. У главного героя, немецкого юноши, есть реальный прототип — Карл-Томас Фишер. История о том, как он попал в террористическую организацию, оказалась громкой, в свое время о ней писали известные немецкие издания. Мне было интересно, что подвигло парня на этот шаг, как обработали его сознание, вложили в него другие ценности, как, в конце концов, он попал в организацию, которая использует религию лишь как ширму для совсем других интересов. А сам парень верил, что отправился в Чечню, чтобы помочь страдающим братьям по вере. Юноша, отвергнутый своим социумом, не понятый родителями, попавший под влияние, пошел по пути, который показался ему правильным, и пришел к убийству и смерти. Его противник Леша Басаргин — военный, сам выбрал свой путь. Он подчиняется уставу, выполняет долг, защищает родину. Приезжает в Чечню в самом конце второй КТО, чтобы найти и обезвредить оставшуюся банду, которая по ночам минировала объекты, а днем отдыхала. И, наконец, гражданские герои истории, которые волей-неволей стали участниками тех событий. У них не было выбора идти или не идти: не пойдешь с бандитами — расстреляют во дворе твоего же дома...
У героев фильма No comment из войны практически нет выхода, кроме смерти. А для некоторых актеров, принимавших участие в его создании, выходом из войны являлась потеря родины. Семья нашего актера, который играет чеченского юношу Саида, бежала из воюющей республики в Москву, где и живет до сих пор. Дом юной актрисы, сыгравшей девочку-турчанку, разбомбили американцы во время операции «Буря в пустыне», когда ей было всего шесть лет. Тогда ее семья бежала в Германию. Были и другие актеры в Германии, которым пришлось бежать от войны. Ведь сейчас тоже самое, только в более страшных масштабах, происходит в Сирии и Йемене.
Русские идут
Понимая, что происходит сейчас с отраслью, рассчитывать на прокат картины No comment Артему Темникову особенно не приходилось. Однако хоть не широкий, но он все же состоялся в нескольких десятках кинотеатров страны.
— Большинство продюсеров, также как и прокатчиков, не хотят брать в производство и прокат серьезное кино. На Западе на подобные фильмы зритель ходит, конечно, не столь массово, как на блокбастеры, но ходит. Там проекты поддерживают различные фонды, а у нас главным образом государство. Об инвесторах говорить не приходится. В авторском кино это либо авантюрист, либо увлеченный человек, но таких остались единицы. В жанровом кино государство тоже оказывает серьезную поддержку: на блокбастер и крупная кинокомпания может найти часть денег у инвесторов, но львиная доля средств — государственные субсидии. Это хорошо, потому что благодаря такой поддержке не происходит полного замещения нашей культуры на глобалистскую, голливудскую.
Снимая наш фильм на грант Министерства культуры РФ, мы рассчитывали в основном на фестивальные показы, но нас взяли и в прокат 37 кинотеатров. А в Ростове-на-Дону картина была показана на кинофоруме «Рукопожатие». На нескольких западных кинофестивалях класса А No comment не брали, откровенно называя причины: русские военные показаны слишком положительными. Мы сталкивались с этим в Каннах, Берлине, других городах Европы. В начале санкционной войны на кинорынках и фестивальных показах за рубежом случалось так, что закупщик или отборщик три минуты положительно отзывался о фильме, а потом начиналось: Путин, Украина, русские идут и так далее... Раиса Фомина, очень опытный продюсер, работающая с зарубежными фестивалями не одно десятилетие, признавалась: «Артем, это первый раз в моей работе, когда хотят взять на фестивали хорошие картины российских производителей, а потом отказываются, иногда без объяснения причин». Правда, после терактов в Париже французы несколько скорректировали свое мнение, и в ноябре 2015-го No comment завоевал Гран-при на XXIII фестивале русского кино в Онфлере. Сейчас Артем Темников работает над новой драмой «Кровь» по книге своего друга Валерия Былинского, которая получила главный приз литературной премии «Ясная поляна» в категории «Детство, отрочество, юность», а сам проект выиграл конкурс Министерства культуры РФ.
15 документальных фильмов режиссера-постановщика Артема Темникова
Название
|
Производитель
|
год
|
1. «Поезд Москва — Грозный»
|
«Первый канал»
|
2004
|
2. «Новые Маугли»
|
«Совершенно секретно»
|
2005
|
3. «Заложники» однорукого бандита»
|
«Совершенно секретно»
|
2005
|
4. «Покушения на вождей»
|
«Совершенно секретно»
|
2005
|
5. «Тайны кремлевских пациентов»
|
«Совершенно секретно»
|
2005
|
6. «Спецназ ГРУ. Волкодавы»
|
«Спутник 2000»
|
2005
|
7. «В поисках снега»
|
«Рашен хелибординг клуб»
|
2005
|
8. «Дорога шести струн»
|
«Дидюля»
|
2008
|
9. «Госпожа удача»
|
«Бемис продакшен»
|
2009
|
10. «Под крышей мира»
|
«АПВ»
|
2009
|
11. «Гималайское притяжение»
|
«АПВ»
|
2009
|
12. «Барышня и хулиган»
|
«Бемис продакшен»
|
2009
|
13. «Двух судеб линия одна»
|
«Бемис продакшен»
|
2010
|
14. «Я не умею быть слабой»
|
«Бемис продакшен»
|
2010
|
15. No comment
|
«Третий Рим»
|
2014
|