— Ваш супруг как руководитель субъекта реализует Стратегию развития Северного Кавказа и активно занимается продвижением различных отраслей в Кабардино-Балкарии. На ваш взгляд, какие направления наиболее привлекательны для республики?

— Кабардино-Балкария, как вы знаете, край с давними земледельческими традициями. Умение работать на земле, выращивать овощи, фрукты, скот передавалось из поколения в поколение. Кроме того, у нас мягкий климат, плодородные почвы. Грех не использовать эти преимущества. Но надо не отставать и от времени, применять новые технологии. Это все заложено в Стратегии и уже реализуется. Например, у нас в Кабардино-Балкарии построены современные тепличные комплексы, закладываются интенсивные сады. Так должно быть и в других приоритетных направлениях. У нас это еще и туризм, промышленность, гидроэнергетика. Но параллельно с экономикой должна развиваться и духовная сфера.

— На Северном Кавказе очень мало женщин-руководителей. Какие должности во властных структурах, по вашему мнению, целесообразнее было бы отдать женщинам?

— Во многих странах сложившиеся культурные стереотипы мешают женщинам делать карьеру в политике. Кавказская ментальность тоже отводит ей роль непубличную, она прежде всего мать, хранительница домашнего очага. Этим, наверное, и объясняется незначительное присутствие женщин в органах власти.
Я считаю, мы должны помнить, что главное предназначение женщины — продолжение рода, воспитание детей, укрепление семьи. Вместе с тем сегодня, пожалуй, найдется немало женщин, готовых в том числе и собственным примером доказать — они могут успешно руководить государством и даже оборонными и силовыми ведомствами. Равновесие всегда лучше перекосов. Вот, к примеру, что хорошего в том, что в школах сейчас работают практически одни женщины? Воспитательный процесс многогранен, он во многом основывается на личном примере педагога. Получается, что ребенок с ранних лет ориентируется на женскую модель поведения — это, на мой взгляд, неправильно.

— Мужчины-политики отдают предпочтение жестким мерам по многим вопросам, касающихся преобразований, происходящих сейчас на Северном Кавказе. В каких сферах, на ваш взгляд, приемлема гибкая политика, которая более свойственна женщинам?

— Вряд ли в политике есть сферы, где можно обойтись без гибкости. Даже в семье, где все близкие по духу и родные люди, приходится нередко идти на компромисс, а в общественных отношениях, где множество противоречий,— тем более. Без искусства компромисса любая политика обречена.
Нередко ссылаются на то, что якобы на Кавказе уважают только силу. Наверное, с помощью жесткой меры проблема устраняется более эффективно. Но результат-то при этом зачастую достигается временный. Помните, булгаковский персонаж — профессор Преображенский — утверждал: «Разруха начинается в головах». Трудно не согласиться с классиком. Любые преобразования должны быть понятны людям и приняты ими или по крайней мере большинством. В этом случае люди сами принимают участие в этих преобразованиях, и конфликты сводятся к минимуму.

— Ваш супруг Арсен Каноков, как никто из северокавказских лидеров, славится умением привлекать капитал в свой регион. Как ему это удается?

— Безусловно, ему помогает опыт предпринимательства. Кроме того, личные качества. Арсен Баширович и азартен порой, и амбициозен, но при этом очень вдумчив и прагматичен. Все просчитывает — все-таки финансист по образованию. Оптимист по натуре, он всегда верит в успех того дела, за которое берется и своим оптимизмом может заразить других. Ему импонируют ищущие, инициативные и неравнодушные люди, он сам такой, — бывая в других регионах или заграницей, обязательно найдет время, как бы ни был занят, чтобы посмотреть своими глазами на какое-нибудь ноу-хау и затем примерить эти новшества на себя, на какую-то сферу экономики, на республику в целом. Все самое лучшее, самое передовое должно быть в центре его внимания. Сам ведет переговоры с инвесторами, выполняет свои обещания, оказывает поддержку, наверное, это внушает доверие. Но об этом лучше спросить у самих инвесторов.

— Беседуете ли вы с супругом о политике, ведь она занимает основную часть его времени? Если да, то какие недавние политические события вы обсуждали?

— Конечно, обсуждаем, но стараюсь не нагружать супруга — политики ему хватает и на работе. Чаще и я, и дети пытаемся отвлечь его от государственных проблем. Ведь на то мы и женщины — хранительницы семейного очага, чтобы придя домой с тяжелых переговоров, он мог отдохнуть и набраться сил к новому дню.

— Если бы был создан клуб Первых леди Кавказа, каким направлением деятельности этого клуба вы бы занялись? И почему бы не создать такой клуб?

— Как и принято во всем мире, прежде всего — благотворительностью. Как женщине мне больше близка социальная проблематика, связанная с воспитанием детей, заботой о них и старшем поколении. Мне хочется, чтобы праздник хотя бы иногда был в жизни тех, кто обделен теплом родных и близких. Поэтому в новогодние каникулы обязательно посещаю интернаты, в которых опекают детей и стариков. В последнее время подумываю и о культурных проектах. Развивать экономику, безусловно, важно, но не меньшей заботы требует и духовная сфера. Это как раз тот баланс интересов, о котором я уже говорила — мужчины развивают экономику, а мы занимаемся обогащением духовной культуры.
Возможно, объединив свои усилия с соседними регионами, удастся реализовывать более грандиозные и значимые проекты.

— Считается, что на Кавказе родители чрезмерно опекают своих детей, опасаются отпускать их из отчего дома, например, в столицу. Что бы вы посоветовали кавказской молодежи, которая все же стремится в столицу? Как им избежать губительных соблазнов? Чему Москва научила вас?

— Да, в свое время я тоже уехала в Москву, чтобы получить хорошее высшее образование. Нисколько не жалею об этом, напротив. Вдали от дома быстрее учишься самостоятельности, закаляешь характер и, кстати, как это ни парадоксально,— больше воспитывается патриотизм. Кроме того, Москва — город больших возможностей, так сложилось, что именно в столице сконцентрированы все лучшие профессиональные, учебные, образовательные и культурные центры — и все это становится доступным молодому человеку, который стремится самореализоваться. Где-нибудь в глубинке таких условий, конечно, нет.
Между тем, совершенно верно, и соблазнов в мегаполисе больше, возможно, не каждый устоит, но если в семье между детьми и родителями были доверительные отношения, если с детства в ребенке заложены правильные нравственные ориентиры, — опасаться нечего.
Хочу заметить, что традиционное кавказское воспитание способно уберечь от многих ошибок в будущем. Поэтому советую нашим молодым людям помнить о наших обычаях и традициях, следовать адыгэ хабзэ и тау адет (своду правил и норм поведения у кабардинцев и балкарцев), как и о том, что относиться и к другой культуре нужно с уважением. Надо отдавать себе отчет в том, что даже один неблаговидный поступок способен сформировать негативное представление о целом народе. Наши народы издревле славились своим гостеприимством и хорошим поведением в гостях. Поэтому нельзя допустить, чтобы тот авторитет, который веками зарабатывался нашими предками, был разрушен современным поколением.

— Немного личного, если можно. Как вы познакомились с Арсеном Башировичем? Насколько мы знаем, судьбоносная встреча как раз произошла в столице?

— Да, верно, мы оба учились в Москве. Он говорит, что впервые обратил на меня внимание в общежитии «Плешки» (Московский институт народного хозяйства им. Плеханова). На него произвела впечатление моя длинная коса. Но поженились мы спустя два года, после того, как он отслужил в армии. Разумеется, тогда он только начинал свой бизнес и был вначале своей карьеры, и я нередко шучу, что именно после того, как мы стали одной семьей, у него дела пошли в гору, что это я принесла ему удачу (Улыбается). Он не спорит, напротив, соглашается, что я — его талисман.

— Если бы составлялся Топ самых богатых, самых красивых, самых умных и т.д. женщин Кавказа, в какой бы Топ хотели бы попасть вы и почему?

— Все мы хотим быть счастливыми, и попадание в различные рейтинги, которые вы перечислили, вовсе этого не гарантирует. Думаю, что как раз женское и семейное счастье превыше всех рейтингов и топов. Кроме того, природа одарила нас женщин множеством преимуществ — просто не каждая это осознает и соответственно не умеет ими пользоваться.