Об этом рассказали участники специальной онлайн-конференции, организованной нашим журналом. По их мнению, состоявшиеся в регионах СКФО мероприятия помогли привлечь внимание к работе педагогов, подчеркнуть их особую миссию. Также удалось популяризировать профессию учителя среди молодежи: количество школьников, поступающих в педвузы и ссузы, велико как никогда.
Азамат Тлисов, директор Северо-Кавказского института — филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ, член Общественной палаты РФ:
— Одна из ключевых задач Года педагога и наставника — максимальное внимание к людям, которые в нашем государстве являются ключевыми фигурами, формирующими будущие поколения граждан. В широком смысле мы говорим о выстраивании гражданского общества, воспитании ответственных людей, неравнодушных к судьбе Родины, думающих о том, как сделать жизнь своего города, области, республики, края, страны лучше.
Самое ценное, что есть у рода человеческого, — дети, которых мы доверяем педагогам. Детсад, школа, вуз — именно в эти периоды, когда человек становится на крыло, определяет для себя жизненные ориентиры, как в замечательном стихотворении Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», рядом с ним находятся учителя. К ним он идет за советом и поддержкой.
На Северном Кавказе Год педагога и наставника прошел по-особому. Формат общей ответственности за новые поколения сродни укладу, который сохранен в нашем регионе. Наставничество — это служение обществу именно в масштабах цивилизационной ответственности перед будущими и ушедшими поколениями. И на Кавказе такая ответственность чувствуется очень сильно. В небольших этносах, в горных аулах любовь к малой родине сильна, как нигде. Живой контакт между людьми, передача информации, традиций, культурного кода лежат как раз на плечах педагогов.
В мегаполисах, где масса соблазнов, желание разорвать связь поколений, на педагогов ложится еще более высокая нагрузка. Фактически они являются хранителями традиционных ценностей, передаваемых молодежи на примерах литературы, взаимного уважения и трепетного отношения к знаниям и к людям, осведомленным больше других.
Ключевая задача тематического года — не только обратить внимание на проблемы в образовательной отрасли, но и понять уровень ответственности людей, формирующих будущее страны. За прошедшие 12 месяцев нам удалось осознать масштаб сложности задачи, понять, какой груз лежит на плечах педагогов. Замечательные проекты по обмену опытом, повышению квалификации, профессиональные конкурсы и форумы во многом определили и сформировали необходимую для наших коллег внутреннюю мотивацию, дополнительное признание общественностью важности их труда.
Хотелось, чтобы Год педагога и наставника воспринимался именно в таком разрезе, а не по статистическим показателям проведенных мероприятий, построенных школ, открытых образовательных центров. Ценно, что страна смогла еще раз задуматься, в каких условиях трудятся учителя, какой колоссальный объем задач в постоянно меняющемся мире им приходится решать, находить единственный и верный фарватер сориентировать молодое поколение.
Тамара Эльбуздукаева, доктор исторических наук, профессор кафедры истории Чеченского государственного педагогического университета:
— Ретроспективный взгляд на становление наставничества как социально-педагогического явления показывает, что наибольшего расцвета в нашей стране оно достигло в 70-80-е годы прошлого века: приобрело массовый характер и получило высокую оценку со стороны государства. С 90-х годов постепенно утрачивались традиции наставничества как неформального метода воспитания и обучения, особенно молодых специалистов и детей, нуждающихся в особой заботе. Безусловно, ситуация в образовательной среде и в стране в целом за этот период кардинально изменилась, изменились и все участники образовательного процесса, но потребность в эффективной передаче знаний опытными педагогами своим коллегам и опеке над учащимися, нуждающимися в особом педагогическом внимании, не исчезла, а наоборот, стала более востребованной.
В тематический год Министерство просвещения России готовит проект федерального закона о наставничестве. Стоит важная задача — создать условия для системного развития этого института. Назрела необходимость разработать нормативную правовую базу, которая будет, с одной стороны, регламентировать наставническую деятельность, с другой — определит стандарты качества работы наставников.
Мы видим, что педагогу сегодня недостаточно только профессиональных знаний и опыта в виде предметных знаний, если они не подкреплены универсальными навыками. Все вокруг стремительно меняется: усложнился рынок труда, произошла цифровизация образования — это уже реальность, привычные подходы к работе и общению между коллегами и даже обучающимися заменяются на дистанционные, виртуальные. В связи с этим возникает большое количество задач, которые педагогу надо решать здесь и сейчас.
Поэтому роль педагога-наставника и наставничества как неформального вида обучения на рабочем месте, то есть в привычной образовательной среде, без отрыва от практической деятельности, повышается. Выделить особую роль наставника в процессе формирования личности представляется возможным потому, что в основе наставнических отношений лежат принципы доверия, диалога, конструктивного партнерства и взаимообогащения, а также непосредственная передача личностного и практического опыта от человека к человеку.
Ирина Буркина, проректор по учебной работе Ставропольского государственного педагогического института:
— В течение 2023 года наш пединститут осуществлял целый комплекс мероприятий, направленных на повышение престижа профессии педагога. Среди них — краевой фестиваль студенческих педотрядов «Сердце отдаю детям», краевой онлайн-марафон «Мой учитель — мой наставник», фестиваль педдинастий «Диалог поколений», отборочные этапы олимпиады школьников Союзного государства «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность», Российской психолого-педагогической олимпиады школьников им. К. Д. Ушинского... Охват участников составил порядка 6 тыс. человек, из них 25% — педработники вузов и СПО, 40% — обучающиеся школ, СПО и вузов, 35% — учителя.
К 2025 году в России должно быть создано не менее 5 тыс. классов для ребят, которые рассматривают педагогику как осознанный профессиональный выбор. На федеральном и региональном уровнях осуществляется мощная поддержка этой деятельности. Субъекты РФ выбирают разные пути работы в области педподготовки школьников: профильные психолого-педагогические классы, внеурочную деятельность, дополнительное образование детей. Также реализуются различные форматы реализации этих путей: муниципальный класс, класс ОУ, сетевой класс, объединяющий ресурсы нескольких ОУ, сетевой онлайн-класс, группа ресурсного центра и т.д. Вместе с тем наиболее распространенными являются три модели: внутришкольной профилизации, сетевого взаимодействия, ресурсного центра.
На базе нашего педагогического института создан региональный научно-методический образовательный Центр развития системы допрофессиональной педподготовки школьников. Подготовлен план его работы по шести направлениям: нормативно-правовая деятельность, организационная деятельность, информационно-методическая деятельность, психолого-педагогическое сопровождение, технологическая и мониторинговая деятельность, аналитическая деятельность. Всего план включает порядка 50 крупных мероприятий на 2023-2024 годы.
На базе вуза и его филиалов организована работа педмастерской для кураторов психолого-педагогических классов по направлениям: тьюторская и наставническая поддержка школьников, проведение профессиональных проб по определению педагогической направленности обучающихся, технологии их погружения в различные виды профессиональной педагогической деятельности, оказание методической помощи учителям и школьникам в подготовке к педагогическим конкурсам и олимпиадам.
Лариса Дзахоева, проректор по учебно-воспитательной работе Северо-Осетинского республиканского института повышения квалификации работников образования:
— Необходимость непрерывного профессионального образования педагогических работников мы осознали, когда по итогам 2020 года из 188 общеобразовательных организаций Северной Осетии 89 оказались в красной зоне школ с необъективными результатами. Министерство образования и науки республики приняло решение не только об организации адресного обучения педагогов и руководителей ШНОР, но и о проведении масштабных курсов повышения квалификации учителей, преподающих предметы ЕГЭ (их прослушали свыше 2 тыс. человек), основной целью которых являлось совершенствование предметных компетенций.
Работа с отдельными педагогами ШНОР проводилась по дефицитарному принципу: анализировались результаты ЕГЭ и ГИА, а также ВПР для выведения сквозных западающих тем, определялся кадровый состав тех, кто давал стабильно низкие результаты качества обучения. На основе анализа разработаны программы ДПО повышения квалификации «Практическая деятельность учителя по преодолению школьной неуспешности» по всем предметам ЕГЭ.
В этом же контексте реализована федеральная программа НИКО «ЕГЭ-2022. Эффективные методы выполнения экзаменационной работы и особенности ее экспертной оценки» для 400 экспертов ЕГЭ региональных предметных комиссий, включающая модуль, разработанный специально для учителей нашей республики на основе выявленных профессиональных дефицитов.
Также осуществлялось адресное методическое консультирование педработников ШНОР вслед посещенным урокам, корректировались формы подачи учебного материала. По расписанию уроки конкретных педагогов проводились в кабинетах, оснащенных камерами, методист просматривал их в онлайн-режиме, а затем подробно анализировались приемы и методы, дающие результат и не работающие на его достижение. Такая форма позволила снять психологический дискомфорт учителя от присутствия посторонних на уроке. В итоге в 2023 году количество образовательных организаций с НОР снизилось в республике с 37 до 19.
Марина Панасенкова, проректор по научно-инновационной работе Ставропольского краевого института развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования:
— Наш институт был активным участником и организатором мероприятий, проходивших на территории Ставрополья в Год педагога и наставника. С 2022 года край участвует в федеральном проекте «Школа Минпросвещения России». Его апробационными площадками стали 19 общеобразовательных организаций региона. В течение 2023 года в повестку мероприятий, проводимых для педагогических работников и управленческих кадров, включались вопросы, касающиеся развития проекта. Формат мероприятий был самым разнообразным: коллегии Министерства образования СК, Съезд ассоциации педагогов-наставников, круглые столы и мастер-классы, краевые и межрегиональные семинары, фестивали, проектные мастерские. Большим авторским коллективом из представителей СКИРО ПК и ПРО, ЦНППМ, руководителей школьных команд создана интерактивная книга «Школа Минпросвещения России».
С 2021 года в рамках краевой программы «Дети Ставрополья» реализуется проект, направленный на повышение качества деятельности методических служб по сопровождению педагогических работников региона. С этого же года на базе нашего института функционирует Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педработников. В 2023-м он организовал и провел много мероприятий. Среди них — Весенняя школа наставничества, Фестиваль для классных руководителей общеобразовательных организаций «#ЯКЛАССНЫЙ», интерактивная методическая лаборатория «Есть контакт!», краевая межпредметная олимпиада для школьных команд.
В Год педагога и наставника СКИРО ПК и ПРО проведены научно-практические конференции, съезды c целью обмена опытом о практике и тенденциях развития образования, активизации и стимулирования творческой инициативы педагогов, распространения инновационной практики педработников и руководящих кадров образовательных организаций, муниципальных органов управления образования и муниципальных методических служб.
Фатима Хамхоева, проректор по учебной работе негосударственного учреждения высшего образования «Институт экономики и правоведения» (г. Назрань Республики Ингушетия):
— В течение последних десятилетий на глобальном уровне все более активно ведутся разговоры и предпринимаются активные действия, направленные на внедрение в вузах дуального образования. Оно является альтернативной формой, при которой процесс обучения осуществляется одновременно в двух категориях учреждений: в учебном заведении, где ведется теоретическая подготовка, а также в компании, где формируются практические навыки студентов.
Работодатели делают образовательной организации заказ на конкретное количество специалистов, участвуют в составлении учебной программы. Студенты проходят практику на предприятии без отрыва от занятий.
В дуальной системе обучения усиливается и качественно меняется роль работодателя. На территории предприятия создаются учебные рабочие места для студентов, которые могут отличаться от обычного рабочего места наличием виртуального симуляционного оборудования.
Важным компонентом этой системы является наличие подготовленных кадров, которые выступают в качестве наставников. Опережающий характер дуального образования способствует активному подключению будущего специалиста к прикладным научным исследованиям и практическому внедрению социальных, экономических, научно-технических, профессионально-технологических изменений в образовательную систему и производство.
Для качественной организации дуального обучения необходимо, чтобы теоретическая база была привязана к примерам реальной практики и практическим задачам, было обеспечено погружение студентов в профессиональную деятельность в период прохождения практики на производстве, количество времени на освоение теоретических знаний и практических навыков не превышало 40 часов в неделю, процентное соотношение теоретического и практического обучения при дуальной подготовке составляло: 20-25% — теория, 80-75% — практика.
Если проанализировать образовательные программы действующих колледжей и вузов, то можно сделать вывод: дуальная система подготовки квалифицированных специалистов действует повсеместно, так как прохождение практики предусмотрено по всем направлениям обучения. Единственным отличием является лишь продолжительность реальной производственной подготовки учащихся, которая зависит от выбранной специализации и учебного центра: «прикладники» стажируются дольше и тщательнее, чем гуманитарии, которые проводят больше времени за научными исследованиями. Поэтому если абитуриент планирует выпуститься практико-ориентированным специалистом, ему необходимо правильно подобрать ссуз/вуз и соответствующий профиль.
Галина Дудка, преподаватель Института педагогики, психологии и физкультурно-спортивного образования КБГУ, региональный координатор психолого-педагогических классов:
— Президент поставил задачу — признание особого статуса педагогических работников, в том числе ведущих наставническую деятельность. Одним из таких решений оказалось создание психолого-педагогических классов, призванных развивать интерес школьников к педагогике, стать источником их осознанной ориентации на профессию.
Кабардино-Балкария активно включилась в этот процесс. За основу была взята идея межсетевого взаимодействия «школа — вуз» через методическое сопровождение и совместную работу Института педагогики, психологии и физкультурно-спортивного образования КБГУ и школами республики. В 2022/2023 учебном году открылось 25 классов психолого-педагогической направленности, в них занимались 473 учащихся.
Программа представлена элективными курсами и факультативами по выбору, которые могут проводиться как для всего класса, так и для подгрупп с учетом их интересов. Учебные курсы «Основы педагогики», «Основы психологии» и «Педагогическая практика» организованы для всех учащихся с целью создания условий для ознакомления с теоретико-методологическими основами педагогики и психологии школьников, формирования внутренней мотивации для дальнейшего обучения в педвузах и колледжах, приобретения надпрофессиональных навыков, необходимых учителю будущего, предоставления обучающимся разных вариантов и форм вхождения в социокультурное пространство в соответствии с принципом педагогизации образовательного процесса.
В октябре 2023 года СОШ с. Прималкинского вошла в федеральный проект «Мастерские роста» для классов психолого-педагогической направленности, ориентированный на изучение личностного потенциала старшеклассников и распространение опыта в среде младшеклассников. Девиз мастерских — «Научился сам — научи другого!». Благодаря этому проекту сфера педагогической практики расширилась. В период осенних каникул в школе были организованы интерактивные каникулы. Учащиеся приобрели прекрасный опыт взаимодействия и коммуницирования.
«Разговоры о важном», «Россия — страна возможностей» — основное поле деятельности для профпроб и педпрактики. Каждое проведенное дублером мероприятие фиксируется в дневнике педагогической практики, в котором учитель пишет отзыв, а куратор ставит оценку. Уникальный опыт получили учащиеся во время проведения Недели психологии. 24 класса общей численностью 554 человека были охвачены занятиями по психологии. Интересные тренинги, решение увлекательных задач, коллективные мероприятия сплотили ребят и дали импульс к дальнейшему изучению психологии.
Наш опыт заинтересовал не только школы Кабардино-Балкарии, нас приглашают на всероссийские и региональные площадки.
Каковы же итоги первого года обучения в психолого-педагогическом классе? Четыре выпускника стали студентами психолого-педагогических факультетов вузов страны, два сотрудника школы продолжили обучение в вузе (поступили на заочное отделение), один сотрудник стал магистрантом СКФУ, еще один продолжил профессиональное образование в аспирантуре СКФУ.
Сатаней Курашева, заместитель директора по управлению образовательно-инновационной деятельностью Кабардино-Балкарского гуманитарно-технического колледжа:
— Роль педагога в наше время велика как никогда: мир вступил в эпоху глобализации. Год педагога и наставника объявлен для развития творческого и профессионального потенциала учителя, повышения социального престижа его работы. Конечно же, одного года мало для того, чтобы в полной мере охватить все важные вопросы, но он привлек достаточно внимания общественности, включая молодежь. Сегодня среди выпускников школ отмечается повышенный интерес к педагогике — это подтверждает значительный рост количества заявлений в педвузы.
Каждый из нас нуждается в педагогическом сопровождении и наставнике на протяжении всей жизни. От первого учителя зависит очень многое: восприятие системы образования, мировоззрение в целом. Наставления и знания, которые мы получали, получаем и продолжим получать, — фундамент будущего специалиста внутри нас.
Сегодня школы, ссузы и вузы ведут огромную работу, и особое внимание уделяется профориентационной работе. Крайне важно развивать взаимосвязь между школами и образовательными учреждениями среднего и высшего образования, а также представителями реального сектора экономики. Грамотная профориентационная работа — залог осознанного выбора будущей специальности/профессии, что в свою очередь обеспечит конкурентоспособность будущего выпускника на рынке труда и более выгодные условия для реализации его трудового потенциала.
На базе Кабардино-Балкарского гуманитарно-технического колледжа ведется усиленная работа по педагогическим специальностям. Участие обучающихся в конкурсах профессионального мастерства, волонтерской деятельности, профориентационных мастер-классах, прохождение практики и стажировки в школьных и дошкольных учреждениях, промежуточной и итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена с привлечением потенциальных работодателей дают результат — не просто высокий процент трудоустройства, а трудоустройства по специальности в системе образования.
В последнее время все чаще звучат словосочетания «качество жизни», «качество образования», «социальная успешность». Повышение качества образования — одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации российского образования. Конечно же, без внедрения инновационных технологий, современных средств обучения, повышения престижа профессии учителя, выявления и распространения передового педагогического опыта достичь этого невозможно.