Особенность 2022 года в том, что для отечественной блогосферы он прошел под знаком неожиданных перемен из-за блокировки площадок Instagram, Facebook и Twitter, признанных в России экстремистскими. Если для некоторых глав-блогеров это обернулось потерей подписчиков, то для других, напротив, взрывным ростом популярности.
Уже в марте почти все главы регионов Северного Кавказа сделали «прощальные» посты на личных страничках в Instagram и Facebook, объявив протест политике американской холдинговой компании Meta, разрешившей своим юзерам высказывания, призывающие к насилию в отношении российских военных.
Тогда же все лидеры субъектов СКФО поспешили обзавестись страницами в Telegram, стали больше уделять внимание «ВКонтакте», а некоторые даже вспомнили про «Одноклассники» (хотя в этой соцсети аккаунты политиков за редким исключением большой популярностью не пользуются).
Ничего не поменялось, пожалуй, только лишь у руководителя Чечни Рамзана Кадырова, у которого конфликт с Instagram начался достаточно давно: собственным Telegram-каналом он обзавелся еще в 2017 году, опередив многих политиков страны. Остальным же главам СКФО пришлось набирать подписчиков в сервисе с нуля. Однако уже в марте российская аудитория Telegram начала активно расти, успешно конкурируя со своим старшим братом — «ВКонтакте».
Чеченский Хемингуэй. В 2022 году глава Чечни стал абсолютным хедлайнером в освещении происходящих событий. Совокупное число его подписчиков в сервисах «ВКонтакте» и Telegram сегодня превышает 4 млн — это почти в 3 раза больше, чем население самой республики. Для сравнения: в прошлом году у Рамзана Кадырова было на 1 млн меньше подписчиков, хотя действующих аккаунтов в соцсетях было больше. Но теперь, чтобы удержать такую огромную аудиторию, Рамзан Ахматович вынужден выходить далеко за рамки чеченской повестки.Собирая материалы с передовых, он ведет канал, как военный дневник. За несколько месяцев подписчики Кадырова стали очевидцами самых свежих и настоящих боевых кадров с фронта событий на Украине. Причем публикуемые им видеорепортажи порой гораздо живее и качественнее, чем те, что снимают на месте событий телеканалы.
Насколько широк сегодня диапазон тем телеграм-канала лидера Чечни, можно понять по заголовкам СМИ, ведь почти каждый пост становится инфоповодом: «Кадыров раскритиковал Папу Римского», «Кадыров призвал главу UFC отдать пояс Анкалаеву и признать ошибку», «Кадыров заявил о пользе лезгинки в бою», «Кадыров обратился в стихах к Владимиру Зеленскому» и т.п.
В общем, в нынешнем году Рамзан Ахматович в своих блогах почти полностью переключился на международную повестку. В сентябре он опубликовал в Telegram видеообращение, признавшись, что «засиделся» на посту главы республики, который занимает уже 15 лет, и «вполне заслужил бессрочный и длинный отпуск». Но, как справедливо отметил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, слова Кадырова об отставке «пока не материализовываются».
На своих страничках Владимир Владимирович публикует новости об успехах земляков, открытии новых предприятий и школ, заботливо призывает жителей региона беречь себя и своих близких от разных напастей внешнего мира. Пишет он и о том, как у детской хореографической школы исполнилась мечта о собственном концертном зале, как преобразились школы после капремонта, как пятигорские медики спасли мотоциклиста с переломами после ДТП, почему «невинномысский учитель Дмитрий Воробьев заслуживает звание лучшего учителя страны» и так далее. В отличие от тревожного и экспрессивного из-за обилия военных сводок блога Рамзана Кадырова, этот блог оказывает на читателя успокаивающее воздействие. Так и вспоминается фраза из кинофильма «Волшебная лампа Алладина»: «Спите жители Багдада, в Багдаде все спокойно».
Тем не менее в нынешнем году одним из самых «вирусных» постов Владимирова стал репортаж с боевых позиций. Он лично ознакомился с условиями, в которых живут военнослужащие из Ставрополья, а отличившимся в боях землякам вручил награды. А для того чтобы решать все важные для бойцов вопросы максимально оперативно с участием и поддержкой края, установил контакты с командирами.
Вопросы и просьбы у ребят, конечно, есть, ведь дома остались родные, семьи, которым нужна помощь. Выслушав солдат, губернатор пообещал, что без внимания ничего не оставит. А чтобы у бойцов не обрывалась связь с родной землей, передал парням письма и весточки из дома.
В поисках уклонистов. А вот Сергей Меликов‚ от блокировки Instagram не выиграл: если раньше у главы Дагестана была стотысячная аудитория, то теперь от нее осталась только четверть (18 тыс. в Telegram и 2,3 тыс. в «ВКонтакте»). Интересы Сергея Алимовича (как блогера) не выходят за пределы родной республики. Но зато в своем блоге он не стесняется поднимать острые проблемы и даже ругать собственных подчиненных.
Так, например, большую популярность набрал пост, где Меликов раскритиковал дагестанских чиновников, дети которых не прошли военную службу в рамках весенней призывной кампании. «Предпринимаются попытки уклонения от призыва. Почему для одних военная служба обязательна, а для других есть какие-то льготы? Только потому, что их отцы и матери занимают хорошие должности?» — негодовал руководитель республики в своем телеграм-канале.
В ноябре нагоняй от Сергея Алимовича получили и чиновники Кизлярского района, где педагоги местной школы, не согласные со сменой директора, отказались выходить на работу. «Мне неприятно, что столько взрослых людей, в число которых входят и учителя — люди, труд которых тяжело переоценить, люди, которых справедливо называют инженерами человеческих душ, — совершенно забыли об интересах детей, — делится Меликов с подписчиками, — С другой стороны, ответственные чиновники должны уметь работать с подобными ситуациями, общаться с людьми, вовремя разъяснять им свои решения».
Большое внимание в своем блоге Сергей Алимович уделяет сфере виноградарства и виноделия, считая, что дагестанское вино способно заменить иностранные бренды в России. Много любопытных новостей было и в сфере культуры: глава республики горячо одобрил возвращение останков легендарного наиба Хаджи-Мурата и других дагестанских воинов на историческую родину для достойного захоронения.
Подписчики Кокова могут быть уверены, что их просьбы в комментариях без внимания не останутся: если на них не ответит сам Казбек Валерьевич, то обязательно ответят ведомства, будь то муниципалитет или министерство. Только за декабрь жители республики попросили: обратить внимание на состояние дороги, обеспечить проезд к поликлинике, немедленно решить проблемы с водоснабжением, благоустроить улицы и т.д.
Любопытно, что недавно в комментариях под одним из постов Кокова объявился народный артист Абхазии Зубер Еуаз — он обратился к властям Кабардино-Балкарии с просьбой уделять больше внимание не только государственным и муниципальным молодежным творческим коллективам, но и НКО, ориентированным на молодых профессионалов. На комментарий незамедлительно ответило Минкультуры КБР, пояснив, где можно ознакомиться с порядком предоставления субсидий.
Хороший сын. Глава Карачаево-Черкесии Рашид Темрезов также вошел в число руководителей-блогеров, чья аудитория значительно сократилась после ухода из Instagram. В последней соцсети у него было больше 100 тыс. подписчиков, сейчас же их стало меньше в 10 раз. На страничках Рашида Бориспиевича в «ВКонтакте» и Telegram также много официальной повестки. Неудивительно, что посты, где он делится личными эмоциями или переживаниями, набирают в разы больше просмотров. Например, в «ВКонтакте» свыше 7 тыс. просмотров — у поста, где Темрезов поздравил свою маму с Днем матери, приложив трогательную фотографию.
Если поставить на «скролл» страницу главы КЧР, то можно увидеть много новостей на духовно-нравственную тематику. В нынешнем году произошло знаковое для мусульман региона событие: в Черкесске заработала соборная мечеть имени имама Абу Ханифы, рассчитанная на 7 тыс. верующих. Рашид Бориспиевич постоянно освещал в своем блоге ход ее строительства и в декабре поздравил верующих с открытием одного из самых крупных священных мест для мусульман Северного Кавказа.
Глубокое погружение в тему. А для главы Северной Осетии Сергея Меняйло с с блокировкой Instagram ничего не поменялось: там он зарегистрировался только в сентябре 2021-го, а уже спустя полгода объявил о своем бойкоте — в прощальном посте поставил восклицательные знаки после каждого предложения, выражая негодование.
Сейчас у Сергея Ивановича почти 8 тыс. подписчиков в «ВКонтакте» и Telegram. Как видно, жители республики довольно активны в социальных сетях и часто публикуют критику в адрес местных органов власти. Руководитель региона, разумеется, не оставляет это без внимания. Например, в ноябре пользователи соцсетей негативно высказывались об инициативе создания единого оператора в сфере водоснабжения и водоотведения. Меняйло, проанализировав посты во всех пабликах, выступил с развернутым заявлением: «Основной вывод, который делаю для себя: мало кто из авторов постов пытается разобраться в теме. А погрузиться в нее стоит вот почему: износ водопроводных сетей республики составляет более 80%, реконструкция водопроводов в муниципалитетах жизненно необходима: она позволит обеспечить людей качественной водой (все помнят историю с отравлением в Алагире, знают о проблемах с водой в других населенных пунктах, когда из кранов течет жидкость бурого цвета или вода с песком). Существующая экономика вопроса такова, что МУПы не в состоянии не только развивать водопроводное хозяйство, но, более того, копят долги и регулярно банкротятся… Жизненный цикл таких предприятий очень непродолжителен. И подобные истории повторяются постоянно, и уже не один десяток лет. Получается замкнутый круг, разорвать который, как показывает практика, привычными методами не удастся. А сделать это надо. Спросите жителей целого ряда населенных пунктов, которые годами мучаются от отсутствия нормального водоснабжения...»
Отсюда вывод: доходчиво и правильно преподносить аудитории информацию Сергей Иванович умеет.
По законам кавказского гостеприимства.
Из-за ухода из Instagram глава Ингушетии Махмуд-Али Калиматов потерял 130 тыс. подписчиков, и сейчас его совокупная аудитория в «ВКонтакте» и Telegram — около 6 тыс. Интересно, что если другие руководители СКФО в «ВКонтакте» в друзья добавляют только самых приближенных, а остальных держат в подписчиках, то Махмуд-Али Макшарипович и здесь проявляет кавказское гостеприимство: сейчас у него в «ВКонтакте» почти 0,5 тыс. друзей, хотя добавляет он не всех подряд, а избирательно.
В нынешнем году на личных страницах Калиматова публиковалось много интересных и позитивных новостей, которые попадали и в сводки ТАСС. Он сообщал о том, что в Ингушетии собираются возвести первый на территории республики IT-парк «Орион», о возрождении села с 220-летней историей Даттых, о новых 12 скорых и 10 школьных автобусах, о рекордном урожае яблок в 58 тыс. тонн и о том, что регион снизил госдолг более чем на 1,8 млрд рублей.