Не было бы счастья…
— Сегодня система образования и науки Чеченской Республики представлена организациями общего, дополнительного общего, профессионального и дополнительного профессионального образования. Сегмент общего образования включает в себя 542 учреждения, в том числе 8 государственных, 480 муниципальных и 54 частных. Основные усилия нашего министерства в сфере общего образования в прошедшем учебном году были направлены на решение следующих задач:
— повышение доступности общего образования. В 2019 году в третью смену в ЧР занимались 12 347 учащихся в 85 школах. В рамках национального проекта «Образование» в 2019/2020 году в республике введено в строй 15 школ на 6940 мест. Это позволило сократить количество детей, обучающихся в третью смену, до 10 575, а число школ с трехсменкой — до 73;
— улучшение материально-технической базы школ. На начало 2019/2020 учебного года оснащенность общеобразовательных организаций ЧР кабинетами и лабораториями составляла 74,8%, компьютерной техникой — 67,5%. С февраля по август объем оборудования, закупленного Региональным общественным фондом им. Ахмата-Хаджи Кадырова и муниципальными органами управления в сфере образования, позволил вывести обеспеченность общеобразовательных организаций в оборудовании (кабинетах) и оргтехнике к показателям 100%;
— внедрение дистанционных образовательных технологий. Народная мудрость гласит: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Введенные в связи с распространением коронавируса меры ускорили процессы, которые были неизбежны в системе современного образования. Без сомнения, онлайн-технологии не могут всецело заменить очное обучение, но пандемия заставила нас мобилизоваться, принять новые решения. Благодаря предпринятым шагам, в том числе и в части материально-технического обеспечения, в период самоизоляции в дистанционном обучении было задействовано 536 школ ЧР, из них 486 государственных (муниципальных) и 54 частных, или 25 507 педагогических работников и 293 085 обучающихся. Для незначительного числа детей из сельской местности, не имевших доступа к интернету, совместно с телерадиокомпанией «Грозный» был запущен инновационный проект «Телешкола»;
— совершенствование механизмов аттестации учителей и руководителей муниципальных органов управления в сфере образования и образовательных организаций. Суть изменений заключается в повышении требований к аттестуемым (проходной барьер установлен на уровне 70% по каждому из блоков) и прозрачности (аттестуемым предоставляется возможность ознакомиться с тестовой частью заранее). Я думаю, на данном этапе с учетом уровня квалификации наших педагогов и управленцев это правильное решение;
— организация государственной итоговой аттестации и особенно единого государственного экзамена (ЕГЭ) в период пандемии. Хочу выразить огромную благодарность Министерству просвещения и Рособрнадзору, лично Сергею Сергеевичу Кравцову и Анзору Ахмедовичу Музаеву за оптимальное и, на наш взгляд, единственно правильное решение в сложившейся ситуации, а также за помощь региональным ведомствам в организации экзамена. ЕГЭ прошел на хорошем организационном уровне и без серьезных нарушений;
— подготовка к организации горячего питания для обучающихся начальных классов в рамках исполнения поручений президента РФ. Эта задача новая, достаточно сложная в решении и в то же время имеющая высокую социальную важность. В ЧР с 1 сентября 2020 года организовано горячее питание в 484 школах для 131 457 детей. В целях устранения замечаний Роспотребнадзора проведена реконструкция помещений под пищеблоки с оборудованием мест для приема пищи. Приобретена необходимая мебель (столы, стулья), увеличено количество посадочных мест. В двух малокомплектных школах предусмотрена организация горячего питания через аутсорсинг.
Новые точки роста
— В рамках региональных проектов национального проекта «Образование» в 2019/2020 учебном году в Чеченской Республике:
— построено 15 школ на 6940 мест;
— ведется строительство 10 школ, которые будут завершены и сданы в эксплуатацию в 2021 году. В ближайшее время начнется строительство еще 4 школ, которые также откроются в следующем году;
— создано 125 центров цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста», обновлена материально-техническая база 3 школ, реализующих адаптированные образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья;
— открыт детский мобильный технопарк «Кванториум»;
— произведены ремонт 20 спортивных залов и оснащение 41 открытой спортплощадки;
— создан центр цифрового образования детей «IT-куб», поставлено оборудование для обновления материально-технической базы и внедрения в 173 школах и 23 организациях СПО целевой модели цифровой образовательной среды»;
— на базе Грозненского государственного нефтяного технического университета создан Дом научной коллаборации;
— поставлено оборудование для обновления материально-технической базы в 502 учебных кабинетах образовательных организаций, реализующих программы дополнительного образования;
— на базе Республиканского центра развития дополнительного образования создан центр выявления и поддержки одаренных детей.
С учетом индивидуальных особенностей учителя
— Особое внимание министерство уделяет повышению качества подготовки педагогов и развитию новых образовательных технологий. Нам удалось выстроить целенаправленную работу с учетом индивидуальных особенностей учителя. Этим занимаются Чеченский институт повышения квалификации педагогических работников (ЧИПКРО) и Институт развития чеченского языка и истории (ИРЧЯИ) в тесном взаимодействии с Центром оценки качества образования (ЦОКО). В данной схеме работы на ЦОКО возложены оценочные и диагностические процедуры, на основании которых будут разрабатываться индивидуальные программы повышения квалификации. Процесс получил новый импульс в период пандемии в ходе дистанционного обучения.
В результате в региональной системе профессионального роста педагогов на сегодня приняли участие 5900 человек. Министерством разработаны и внедрены: электронная образовательная платформа непрерывного дополнительного профессионального образования govzalla.ru, позволяющая учителям повышать уровень квалификации дистанционно в удобное для них время; цифровая платформа monit95.ru для диагностики профессиональных компетенций преподавателей; электронная платформа — реестр педагогов ЧР.
Основные задачи, стоящие перед системой дополнительного профессионального образования республики:
— развитие цифровой образовательной среды (ЦОС);
— подготовка учителей общего образования к работе в ЦОС;
— интеграция традиционных и цифровых форм обучения;
— формирование у педагогов навыков сбалансированного использования традиционных и цифровых форм и методов.