Воздушная гавань Махачкалы — это аэропорт совместного базирования для гражданской авиации, авиации Минобороны, ФСБ, Росгвардии и МЧС. Это самый южный аэропорт в России. Ежегодно обслуживает более 1,5 млн человек. Пропускная способность действующего здания аэровокзала — 200 пассажиров в час. Ввод в эксплуатацию нового терминала в 2021 году позволит увеличить этот показатель еще на 190 пассажиров в час. 

В 2014 году махачкалинский аэропорт находился на 44-м месте по количеству обслуживаемых пассажиров, сейчас он уже на 25-й позиции. В 2019 году аэропорт обновил рекорд по количеству взлетно-посадочных операций, увеличив результат 2018 года на 10% (11 982 взлета и посадки). Выросло на 16% и количество пассажиров, достигнут рекорд — 1 500 687 человек.

В 2020 году все не так однозначно. За 12 месяцев из-за пандемии коронавируса пассажиропоток сократился на 6,7%, составив 1 399 489 человек. Однако последние шесть месяцев, наоборот, наблюдается положительная динамика пассажиропотока в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

Согласно новой стратегии, к 2022-2023 гг. аэропорт планирует обслуживать около 1,8 млн пассажиров в год. Такой рост обусловлен увеличением количества и частоты рейсов, выполняемых на регулярной основе, и работой, проделанной по открытию новых направлений и привлечению новых авиакомпаний.

«У нас непрерывно ведется работа по расширению географии полетов, — поясняет генеральный директор АО «Международный аэропорт «Махачкала» Арсен Пирмагомедов. — Даже в этот непростой период были открыты новые прямые рейсы в такие города, как Тюмень, Сочи, Самара, Новый Уренгой, Новосибирск, Уфа, Минеральные Воды и Екатеринбург. В регион пришли авиакомпании «ИрАэро», «Якутия», «S7 Airlines». В 2021 году мы продолжим расширять географию полетов».


На регулярной основе. Сейчас из аэропорта выполняются регулярные рейсы в Москву, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Сочи, Краснодар, Казань, Сургут, Тюмень, Екатеринбург, Самару, Новый Уренгой, Новосибирск, Уфу и Минеральные Воды. Ежедневно из Махачкалы осуществляется более 20 авиарейсов по различным направлениям. Услугами аэропорта на регулярных рейсах пользуются более 12 авиакомпаний. Свою заинтересованность в работе на махачкалинской площадке высказывают еще ряд перевозчиков. Лидерами объема перевозок являются «Победа», «ЮтЭйр» и «Аэрофлот». Самые востребованные направления — Москва, Санкт-Петербург, Сургут.

Высокие технологии. Столичный аэропорт Дагестана является одним из самых технологичных предприятий республики. Внушительный парк спецтехники и транспорта только за последние пару лет был серьезно модернизирован. Приобретены новый перронный автобус МАЗ, низкопольный автобус нового поколения с немецким двигателем «Евро-5», современный безводильный тягач для буксировки воздушных судов, установка воздушного запуска для самолетов, аварийные пневмотканевые подъемники, предназначенные для подъема и эвакуации воздушных судов с летного поля в аварийных ситуациях. Поступили на вооружение новый деайсер для противообледенительной обработки самолетов.

В 2019 году в рамках развития внутренней региональной авиации на территории СКФО были приобретены два современных вертолета Airbus Helicopters EC-130T2, идеально подходящие для выполнения экскурсионных и деловых полетов. Кабина этой машины вмещает до шести пассажиров, а панорамное лобовое остекление обеспечивает хороший обзор.

Спрос на вертолетные услуги в Дагестане будет только расти: горный ландшафт здесь богат труднодоступными районами, с одной стороны, а с другой — наблюдается активное развитие туристического сектора. Также планируется проводить ряд других авиационных мероприятий: аэрофотосъемку, лесоавиационные работы, мониторинг объектов. В планах — построить вертолетный ангар с тремя посадочными площадками, проект будет реализован за счет собственных средств аэропорта.


Новый терминал. Строящийся международный терминал аэропорта Махачкалы будет иметь площадь более 8 тыс. кв. метров и пропускную способность 190 человек в час. «Введение в эксплуатацию нового терминала позволит нам избавиться от реверсивной схемы обслуживания пассажиров международных направлений, — поясняет Арсен Пирмагомедов. — То есть будут одновременно обслуживаться пассажиры как на вылет, так и на прилет. Планируемая дата ввода в эксплуатацию нового международного терминала — лето 2021 года».

Безопасность обеспечена. Махачкалинский аэропорт является одним из самых безопасных объектов транспортной инфраструктуры региона. На предприятии действуют служба авиационной безопасности и подразделение транспортной безопасности, оснащенные современным досмотровым оборудованием. Централизованное видеонаблюдение охватывает практически всю территорию порта. Также работает служба внутреннего контроля и информационной безопасности, обеспечивающая постоянный мониторинг производственных процессов в тесном взаимодействии с правоохранительными органами.

Пандемия коронавируса не остановила работу аэропорта. Предприятие продолжало функционировать, предприняв беспрецедентные меры санитарно-эпидемиологической безопасности в соответствии с требованиями Роспотребнадзора. Персонал обеспечен средствами индивидуальной защиты, а рабочие места — антисептиками. Все работники системно проходят медицинский осмотр, проводится термометрия. А в здравпункте аэровокзала создан достаточный запас медикаментов, СИЗов и санитайзеров.

Дезинфицируются салоны пассажирских воздушных судов и наземная техника, используемая для обслуживания пассажиров, обрабатываются все помещения по пути следования пассажиров после каждого рейса. Обслуживание пассажиров ведется с участием сотрудников санитарно-карантинного пункта Управления Роспотребнадзора по РД. При необходимости у пассажиров группы риска берутся биологические пробы. В зонах прилета, вылета и выдачи багажа, в зонах досмотра, во врачебном пункте работают рециркуляторы закрытого типа — ультрафиолетовые излучатели для обеззараживания воздуха.

В здании аэровокзала ведется звуковое и визуальное информирование пассажиров о мерах по профилактике и предотвращению заражения коронавирусом и ОРВИ. Нанесена социальная разметка, обеспечивающая дистанцирование в местах потенциального скопления людей.

В период пандемии аэропорт продолжал принимать международные рейсы с возвращающимися на родину россиянами, рейсы с благотворительной помощью для медучреждений Дагестана от сенатора Сулеймана Керимова, Правительства Москвы. Работа, которую проводят акционер, руководство и коллектив предприятия, уже в ближайшем будущем сможет превратить аэропорт «Махачкала» в конкурентоспособный авиатранспортный центр международного значения с самой комфортной системой обслуживания пассажиров и авиакомпаний.