В Кабардино-Балкарии количество безработных увеличилось вчетверо, однако это не поставило в тупик профильные службы в регионе. Как отмечает директор Республиканского центра труда, занятости и социальной защиты населения Татьяна Канунникова, эффективному решению проблем помогли продуманные решения на государственном и региональном уровнях, а также профессионализм сотрудников служб занятости на местах.

Продолжающаяся пандемия дала повод по-новому взглянуть на роль служб занятости в государстве и обществе. В  разгар пандемии на учет в качестве безработных в Кабардино-Балкарии встали дополнительно порядка 60 тыс. человек, в то время как в обычное время показатель не превышает 15 тыс. «С одной стороны, это, конечно, колоссальная нагрузка на коллектив.

Наши специалисты работали на износ, практически без выходных, постоянно принимали людей, вникали в их проблемы, пытались помочь. С другой — мы увидели, что люди пошли к нам и в целом стали гораздо больше доверять. Не секрет, что раньше обращение в службу занятости было неким маркером низкого социального статуса. Сейчас такого нет. Человек приходит в центр занятости, чтобы получить государственную услугу в поиске работы», — объясняет Татьяна Канунникова.


Региональная специфика. У Республиканского центра труда, занятости и социальной защиты населения укрепились хорошие партнерские отношения со всеми ключевыми работодателями региона, с общественными организациями, такими как «ОПОРА России», РСПП, вузами, колледжами. Ни для кого не секрет, что регионы Северного Кавказа, и Кабардино-Балкария тут не исключение, являются кадровоизбыточными. В этих условиях работа местных центров занятости приобретает особый смысл и значение.

«Мы выстраиваем активное взаимодействие с работодателями как внутри республики, так и за ее пределами, стараемся решить вопрос по наилучшему для каждого конкретного человека сценарию.

Привлекаем и учебные заведения, чтобы наши безработные смогли получить актуальную именно в данный момент на рынке труда специальность», — рассказывает Татьяна Канунникова. Региональный центр занятости выработал интересную и эффективную модель, когда предприятие обращается с заявкой на нужных специалистов, а ЦЗ организует их обучение и направляет работодателю уже готовых специалистов. «Как пример могу привести трехстороннее сотрудничество с «Каббалктеплоэнерго», подавшим заявку на подготовку к новому отопительному сезону трех десятков операторов котельных, которых обучили в нальчикском Колледже информационных технологий и экономики», — рассказывает директор центра. Трудовые резервы находят в республике работодатели Крыма, Ставропольского края, Кубани. «Преимущественно это аграрное направление в теплых регионах, но есть у нас опыт организации рабочих мест на Дальнем Востоке в рыбоперерабатывающей промышленности, на хорошем счету наши строители. В целом мы постоянно находимся в поиске новых интересных вариантов трудоустройства по всей стране», — делится Татьяна Канунникова.

Занятость в новом формате. 2021 год для Республиканского центра труда, занятости и социальной защиты населения прошел под знаком масштабной реорганизации, когда центры занятости в городах и районах региона объединились в одно юрлицо и получили статус филиалов.

Еще одна важная новация  — теперь объединенная служба взяла на себя функции по социальной защите населения. «Конечно, это дополнительная нагрузка на персонал, ведь штатных должностей не прибавилось, а количество оказываемых услуг населению значительно возросло.

Но в централизации есть и своя логика, в первую очередь стандартизация социальной политики, когда в любой точке региона человек может получить услугу четко определенного качества», — говорит Татьяна Канунникова. Как позитивный момент руководитель Республиканского центра занятости оценивает повышение цифровизации работы и обеспечение ее материально-технической составляющей, уже одобренное на самом высоком уровне поэтапное повышение оплаты труда работников ЦЗ. «Мы исходим из того, что сегодня именно центры занятости играют одну из важнейших ролей в жизни общества, мы являемся одним из ключевых проводников государственной политики в стране. Работа для человека — один из главных аспектов жизни, благодаря ей он может кормить свою семью, развиваться, получить определенный статус и уважение в обществе. И если государство умеет эффективно решить проблему трудо­устройства, то многие другие социальные проблемы просто отпадут сами собой»,  — уверена Татьяна Канунникова. При этом она подчеркивает, что меняется не только роль центров занятости, но и сам подход к работе, он становится клиентоориентированным, такая модернизация является одной из главных целей нацпроекта «Производительность труда и поддержка занятости». Модернизированные службы будут активно обеспечивать экономику кадрами, решать задачи непрерывного обу­чения и развития профессиональных навыков граждан. Работодатели же должны видеть перспективы во взаимодействии с ними для получения качественного персонала и предоставления вакансий.

Уже в 2022 году региональную службу занятости перепрофилируют в государственное кадровое агентство и переведут на новый стандарт обслуживания граждан. «Новый стандарт предполагает выстраивание оптимальной карьеры с учетом его талантов, навыков, потребностей», — отмечает Татьяна Канунникова.