В декабре 2023 года пассажиропоток Махачкалинского аэропорта имени дважды Героя Советского Союза Амет-Хана Султана превысил 2 млн 800 тыс. человек. Таких показателей не было за всю историю республиканской авиации. Воздушная гавань столицы Дагестана успешно решает задачи по росту пассажиропотока, и перспективы у одного из старейших аэропортов России хорошие.
За последние шесть лет пассажиропоток через главные воздушные ворота Дагестана вырос в два с половиной раза. В настоящее время из аэропорта Махачкалы ежедневно совершается около 40 рейсов в Москву, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Сургут, Сочи, Минеральные Воды, Новый Уренгой, Уфу и Казань. Международное авиасообщение состоит из таких направлений, как Стамбул, Анталья, Дубай и Джидда, Ташкент, Бухара, Наманган, Ургенч, Бишкек.
В апреле 2022 года Red Wings стала базовой авиакомпанией аэропорта Махачкалы. «Базирование — значительный шаг на пути превращения аэропорта в полноценный хаб в воздушном коридоре «Север — Юг», — подчеркивает генеральный директор АО «Аэропорт Махачкала» Саид Рамазанов. — Развитие инфраструктуры, строительство нового терминала, улучшение обслуживания на перроне за счет приобретения новой техники и слаженная работа коллектива позволяют говорить о хороших темпах развития нашего аэропорта. В сочетании с популяризацией туризма в регионе это обеспечивает продвижение воздушной гавани Дагестана и становление воздушного формата Великого шелкового пути».
Туристический потенциал Дагестана — один из самых высоких в России. За последние два года поток туристов в Страну гор увеличился в 13 раз! Это требует принятия серьезных мер и по развитию аэропорта. В 2021 году был сдан в эксплуатацию новый терминал международных авиалиний, что втрое увеличило пропускную способность аэропорта. В ноябре 2022 года председатель Правительства РФ Михаил Мишустин подписал распоряжение об инвестиционных вливаниях в 2023-2025 гг. из федерального бюджета в размере 13,1 млрд рублей в строительство и реконструкцию аэропорта «Махачкала (Уйташ)» в рамках федеральной программы «Развитие транспортной системы». В ходе первого этапа планируется строительство новой взлетно-посадочной полосы. На втором этапе предусмотрена реконструкция перрона, аэродромной инфраструктуры.
Интенсивность работы воздушной гавани возрастает, а значит, необходимо обеспечить условия для допуска новых типов самолетов, в том числе широкофюзеляжных. Ежегодно во время хаджа аэропорт Махачкалы обслуживает более половины российских мусульман-паломников, которые летают именно широкофюзеляжными бортами, за счет чего исчерпывается квота использования ВПП. В этом случае целесообразно построить новую бетонную ВПП протяженностью 3,2 км (сейчас 2,6 км), а также расширить перрон, установить светосигнальное оборудование с обоих курсов посадки и прочее. Удлинение ВПП позволит принимать самые крупные пассажирские самолеты типа Boeing 777 c 400 пассажирами на борту. «Уже сейчас ведется работа по получению новых международных назначений из Махачкалы и расширению маршрутной сети по региональным направлениям, — продолжает Саид Рамазанов. — Реализация этого проекта даст возможность аэродрому эксплуатировать новые типы воздушных судов, повысить качество обслуживания жителей и гостей Дагестана и ежегодно принимать и отправлять более 5 млн пассажиров, а в перспективе и более 10 млн в год». В планах руководства — дальнейшее совершенствование работы по наземному и аэропортовому обслуживанию воздушных судов, улучшению качества обслуживания, совершенствование аэропортовой инфраструктуры в целом.