30 ноября 1922 года была образована Чеченская автономная область в составе Горской АССР Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. Впервые в истории народа нохчий это стало признаком не конгломерата горских племен и не конфедерации тейпов, а началом процесса современного политико-административного устройства. Первые органы власти АО были созданы за счет местных жителей с «руководящей и направляющей» ролью присланных из Центра партийных кадров.

Национальная карта. Февральская революция в России стала структурным сдвигом во всей системе имперской государственности. В императорскую эпоху паттерном было мирное (по возможности) вхождение национальных окраин в состав государства при сохранении местных элит с их последующей плавной русификацией. Пока центральная власть была устойчива, эффективность этого паттерна была очевидна. Но стоило стране погрузиться в смуту, к примеру, 1905 года, как все глубинные национальные и сепаратистские проблемы тут же вылезли наружу. Этого джина с трудом удалось тогда затолкать в бутылку, оставив ему в качестве глотка свежего воздуха трибуну Государственной думы, где ярко проявляли себя депутаты от Кавказа.

Тогдашней оппозиции для расшатывания устойчивости монаршей власти выгодно было заигрывать с национальными лидерами, перетаскивать их на свою сторону. Поэтому в 1917 году, как только рухнула сдерживавшая окраины императорская власть, национальные элиты заговорили уже в полный голос, требуя власти на местах для себя. Особенно громогласно это вышло у кавказских элит, владевших единственным в стране источником жидких углеводородов. К тому же именно Северный Кавказ был тыловой базой целого фронта Первой мировой войны, наиболее успешного для России, от которого зависело устойчивое положение воюющей державы.

Осознавая это, горский нобилитет уже в открытую заявил свои претензии на власть на местах. В начале марта 1917 года во Владикавказе был создан Временный центральный комитет объединенных горцев, который по замыслу организаторов должен был «объединить национальные общественные силы и возглавить движение за социальный, политический, экономический и культурный прогресс». Его возглавил артиллерийский офицер, позже адвокат, балкарец Басият Шаханов. В ЦК также вошли известные общественные деятели Пшемахо Коцев (кабардинец), Рашид-хан Капланов (кумык), Магомед Джабагиев (ингуш). Финансировал деятельность комитета известный в России нефтепромышленник, чеченец Тапа Чермоев (ротмистр в Чеченском полку Дикой дивизии).

1 мая 1917 года в столице Терской области Владикавказе открылся первый съезд северокавказских народов, ставивший своей целью учреждение органов местной власти на Северном Кавказе. На нем было провозглашено создание Горской республики (Союза объединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана) во главе с Чермоевым.

По замыслу идеологов, создаваемый Союз изначально проектировался в качестве автономного образования в составе новой демократической России.

Хотя именно здесь и крылись разночтения в путях его развития. К примеру, министр иностранных дел Союза Гайдар Бамматов (кумык), женатый на племяннице главы правительства Зейнаб Чермоевой, открыто искал признания своего эрзац-государственного образования у глав Четверного союза — противников России в Первой мировой войне. В первую очередь у Турции.

Вооружение населения, а также серьезная сила в лице Дикой дивизии и союза с терским казачеством на бумаге обеспечивали Союзу относительную безопасность.


Многовластие на Кавказе. Сепаратистские тенденции возобладали в среде руководства Горской республики, катализатором которых стал Октябрьский переворот в Петрограде. В противовес узурпаторам на Северном Кавказе 1 декабря 1917 года было провозглашено создание объединенного Терско-Дагестанского правительства, чтобы собрать «все здоровые силы» под одно крыло. Однако оно тут же «взорвалось» изнутри, разорванное различными политическими и религиозными течениями.

13 декабря в Прохладной был убит один из лидеров правительства, известный член Государственной думы, сотник Михаил Караулов, а 27 декабря в станице Грозненской — влиятельный религиозный лидер шейх Дени Арсанов. Оба выступали за стабилизацию и мирное решение многочисленных проблем на Кавказе.

В макрорегионе собственную игру вели сторонники большевиков, контролирующие советы на местах, силы, ориентирующиеся на Турцию и Германию, сторонники Антанты, адепты мюридизма, терские казаки, анархисты и пр.

«В октябре 1917 года к власти пришли большевики. Их политическая доктрина и идеологическая парадигма радикально не вписывались в концептуальный формат российских либерально-демократических кругов, настроенных с трибуны учредительного собрания решать судьбу отечества, в результате чего вспыхнула, с нашей точки зрения, сиюминутно и повсеместно, гражданская война, — считает заведующий отделом историко-филологических и социально-политических исследований КНИИ РАН Абдула Бугаев. — Большевики в своей деятельности, в том числе направленной на решение проблем национально-государственного строительства, руководствовались принципом классовой солидарности. Для горской либеральной элиты такой подход оказался неприемлемым, и поэтому они взяли курс на создание собственного государства, можно сказать, независимого от большевистской России».

Второе правительство Горской республики во главе с Пшемахо Коцевым тут же признали как раз члены Четверного союза — Турция, Германия, Болгария, Австро-Венгрия, а также давно шедшие по пути сепаратизма Грузия, Армения, Азербайджан. Политическая борьба закручивалась в тугой клубок, ибо на Кавказе уже вовсю орудовали интервенты — турки в Азербайджане, германцы в Грузии. Были созданы военно-шариатские суды, собственные вооруженные силы республики. В Дагестане пошли еще дальше и провозгласили Северо-Кавказский эмират.

Однако все карты смешало наступление в 1918 году Белой армии генерала Антона Деникина, выступавшего за «единую и неделимую Россию», разогнавшего все органы власти республики и вынудившего деятелей Союза эмигрировать в Тифлис. Одновременно в Гражданскую войну вступили целые народности Северного Кавказа, лидеры которых выступали то за белых, то за красных. Наиболее устойчивые позиции у большевиков были в районе Грозненских нефтяных промыслов с преобладанием значительной концентрации рабочих. Здесь бои приобрели затяжной характер, сопротивление Белой армии продолжилось вплоть до окончания Гражданской войны.


Шаг к автономии. Победившие в этой войне большевики вынуждены были считаться и с национальными образованиями на Северном Кавказе, и с их ролью в самих событиях Гражданской войны. 29 октября 1920 года нарком национальностей Иосиф Сталин собрал совещание с главами ревкомов и партийными лидерами макрорегиона, на которое приехали 50 человек. На этом совещании он изложил основные принципы образования будущей автономной Горской республики в составе РСФСР. На следующий день в своей телеграмме предсовнаркому Владимиру Ленину Сталин сообщал, что «казачество необходимо выделить из состава Терской области в отдельную губернию», а «самих горцев придется объединить в одну административную единицу в виде автономной Терской республики на началах башкирской автономии».

20 января 1921 года ВЦИК принял декрет об образовании Горской АССР во главе с чеченцем (отдана дань роли народа в Гражданской войне) писателем и думцем Таштемиром Эльдархановым. В ее состав были включены Кабардинский, Карачаевский, Чеченский, Балкарский национальные округа.

«Исследователи задаются вопросом: почему большевики того периода пошли на создание такого сложного национально-государственного механизма, как горская АССР? В ее состав были включены территории компактного проживания чеченцев, ингушей, кабардинцев, балкарцев, осетин, карачаевцев, сунженских казаков, иногороднего населения, — рассказывает Абдула Бугаев. — Ноябрь 1920-го — январь-март 1921-го — это очень сложный период на Северном Кавказе. Угроза реванша «местных» контрреволюционных сил и иностранного вмешательства была реальной. Лидеры большевиков это осознавали. Я думаю, что с самого начала, создавая Горскую и Дагестанскую АССР, большевики преследовали цель продемонстрировать солидарность, сплоченность горских народов. Иначе говоря, они создавали форпосты советской власти на Северном Кавказе. В начале весны 1921 года в Грузии была установлена советская власть. Этот плацдарм антисоветской опасности перестал существовать».

Однако и в составе автономии тут же возникли вполне ожидаемые противоречия. Они коснулись вопроса о пригодной к обработке земли, которой был крайний дефицит в горном краю. Во ВЦИК предложили земельный вопрос решать, руководствуясь принципом уравнительного перераспределения — делить участки по численности населения. По этому принципу самый большой надел земли на душу населения был в Кабарде. Поэтому окружной лидер Бетал Калмыков не согласился на такой сценарий и заявил: предложенный подход означает, что Кабарда, вместо того, чтобы дополнительно получить землю в результате социалистической революции, наоборот, лишается той земли, которую она имела до революции. 5 мая 1921 года партийный актив Кабарды, выслушав информацию Калмыкова о дискуссиях, состоявшихся на учредительном съезде, постановил, что Кабарда начинает процесс выхода из состава Горской АССР. По этому же принципу из автономии вышли Балкария и Карачай, взамен которых туда же были включены Ингушетия, Северная Осетия и казачество Сунженского отдела.

В свою очередь Таштемир Эльдерханов, руководитель исполкома Чечни, также был настроен добиваться выделения Чечни из-под юрисдикции Горской АССР. Его поддерживали члены руководящей команды. Как пишет Абдула Бугаев, «этот вопрос неотложно встал потому, что ситуация в регионе была исключительно сложной. Содержание госаппарата, решение ряда острейших социальных проблем, борьба с преступностью и др. — все в совокупности требовало целевого финансирования. В годы Гражданской войны 24 населенных пункта в Чечне были стерты с лица земли, погибло очень много людей, нищета была запредельная. Таштемир Эльдерханов предложил центральному руководству страны выход из этой ситуации. Он неоднократно заявлял, что для успешного решения существующих проблем Чечня должна быть автономной».

Центробежная тенденция в АССР привела к тому, что 30 ноября 1922 года был подписан декрет о создании Чеченской автономной области с центром в Грозном (врио ответственного секретаря АО — Александр Назаревич). Через два года она вошла в состав Северо-Кавказского края.