На эту тему рассуждает учитель математики СОШ № 1 станицы Зеленчукской КЧР, член Всероссийского экспертного педагогического совета, амбассадор Форума классных руководителей, региональный представитель Всероссийского общества наставников-просветителей, лауреат конкурса «Учитель года России-2018», призер конкурса «Воспитать человека-2020», финалист конкурса «Флагманы образования-2024» Юлия Капалкина.
— В последнее время становятся очень востребованными конкурсы профессионального мастерства среди педагогов. Это связано не только с целенаправленной политикой государства в области образования, но и со стремлением к саморазвитию и самовыражению многих учителей. Несмотря на то, что существуют определенные плюсы участия и их достаточно много, часто бывает так, что педагогов буквально уговаривают участвовать, если не сказать — заставляют. Судя по данным опроса, проведенным мною среди учителей Карачаево-Черкесии, причины просты: боязнь ответственности за результат, страх остаться в одиночестве во время подготовки, низкая самооценка да и просто лень. Однако те, кто решается войти в эту воду однажды, понимают, что жизнь делится буквально на до и после, так как более интенсивный способ повышения квалификации учителя трудно представить.
Важным показателем эффективности конкурсов профессионального мастерства для системы образования в целом является охват педагогического сообщества. Например, по данным 2019 года, в муниципальных этапах конкурса «Учитель года России» приняли участие 21 582 человека, в региональных — 2882, в финал традиционно вышли 85 представителей всех субъектов РФ. Таким образом, более 20 тыс. учителей ежегодно проходят совершенно бесплатные неформальные курсы повышения квалификации, образуя сообщество педагогов, ставящих перед собой новые цели и умеющих их достигать.
Вторым показателем является ротация: в одном и том же конкурсе предписывается, как правило, участие не чаще чем один раз в 3-5 лет. Таким образом, сообщество конкурсных педагогов ежегодно пополняется, а не остается в одном и том же составе.
Среди конкурсов, которые проходят при прямой поддержке Министерства просвещения РФ, можно отметить самый значимый и представительный — «Учитель года России», абсолютные победители которого попадают под особое внимание СМИ, прессы, министерств и ведомств. Абсолютная победа — желанный результат для любого региона, выставляющего конкурсанта на заключительный этап.
Какие стереотипы относительно конкурса бытуют в педагогической среде?
Начиная подготовку к конкурсам профессионального мастерства, коих просто множество, чаще всего обращаются к статистике конкурса «Учитель года России», в том числе из-за давней истории его проведения и накопленной статистике по победителям. Действительно, в разных статьях можно найти все данные исключительно по абсолютным победителям, на основании которых обычно делаются поспешные выводы о том, что победить может исключительно молодой мужчина из ограниченного числа регионов страны, которые дали этот весомый результат, а еще есть некий список из предпочтительных для преподавания победителем предметов.
Тем не менее, рассматривать результативность участия только в аспекте абсолютной победы в корне неверно, так как это ведет к стереотипным заблуждениям, бытующим в образовательной среде. Именно они отпугивают учителей, обладающих хорошим потенциалом, от участия вообще, а региональное жюри под их влиянием может субъективно подойти к оцениванию конкурсантов регионального этапа. Открытые данные по конкурсу «Учитель года России» не дают возможности провести их анализ: информация разрознена, статистика результативности как выхода в число лауреатов ведется с 2009 года. Мне удалось полностью восстановить всех результативных участников с 1997 года с помощью архивов «Учительской газеты» и свидетельств очевидцев. Всего были проанализированы данные порядка 2000 конкурсантов, рассмотрено влияние основных факторов, которые могут быть учтены при подготовке.
Так в чем же заблуждения?
Введя понятие результативности в конкурсе «Учитель года России» как попадание в число лауреатов, а их на заключительном этапе с 2024 года уже двадцать, и полностью восстановив всю статистику конкурса «Учитель года России» за историю его проведения, удалось установить следующее.
Среди регионов страны вопреки стереотипному мнению о результативности лишь небольшого их числа меньше четверти от общего количества с лидерством Санкт-Петербурга, Москвы, Московской и Челябинской областей могут считаться успешными по абсолютному результату, а на самом деле всего восьмая часть от общего количества не имеет результата вообще. То есть фактор принадлежности к неким регионам-победителям сильно переоценен, и дать определенный результат может конкурсант из любого региона. Итак, результативность участия, безусловно, зависит от региона конкурсанта именно в контексте проводимой системной работы. При ее наличии результативность региона стабильна, при отсутствии — единична и случайна. Анализ результативности региона только по абсолютным победителям принципиально неверен и дает искаженное представление об успешности в конкурсе.
Влияние предмета, преподаваемого конкурсантом, достаточно велико на региональных этапах любого конкурса. При отборе финалиста региональные жюри зачастую руководствуются сомнительными тезисами о том, что некоторые предметы являются неудачными для участия. Проще всего бывает заглянуть в статистику по абсолютным победителям, которая может несколько ввести в заблуждение о невозможности победы, например, учителей химии или физической культуры. Ведь абсолютными победителями были учителя, преподающие русский язык, математику, историю и обществознание, физику, музыку, биологию, иностранный язык, технологию, предметы начальной школы и информатику (по убыванию их количества). Рассматривая теперь этот фактор в контексте общей результативности, получаем, что абсолютно все предметы школьного курса имеют ненулевую результативность, при этом сохраняется лидерство русского языка, историки обгоняют математиков, а начальные классы, традиционно считающиеся провальными на конкурсах, оказываются на почетном четвертом месте. Кроме того, количество результативных участников по отдельно взятому предмету коррелирует с общим количеством конкурсантов, преподающих этот предмет. Однако выявлена сравнительно низкая результативность учителей иностранных языков, а также истории и обществознании — процент результативных участников значительно ниже их доли от общего количества. Это расхождение не особенно удивительно для тех, кто следит за конкурсом: в последние годы по этим предметам значительно увеличилось общее количество участников. Причины тут разные — от возможно плохого понимания иностранного языка членами жюри до актуальности изучения истории, провозглашенной на государственном уровне. Расчет коэффициента эффективности по каждому предмету отдельно дает следующие результаты. Самый высокий коэффициент эффективности у учителей технологии: в конкурсе их за всю историю было немного и пятая часть дала результат (в том числе абсолютный). На это следует обратить внимание при подготовке. В лидерах по-прежнему остаются математика и русский язык, что говорит о высоком качестве подготовки конкурсантов по этим предметам. Неожиданным становится эффективность участия учителей информатики: они даже обогнали филологов, при этом участвуют в конкурсе не с самого начала его проведения. Большинство предметов показывают примерно одинаковые показатели эффективности, при этом ожидаемо невысокие коэффициенты эффективности у преподавателей
иностранных языков, истории и обществознания: их очень много среди участников вообще по сравнению с результативными участниками. Вывод: в педагогическом сообществе явно переоценены конкурсные возможности иностранных языков, истории и обществознания и недооценен потенциал учителей начальных классов, информатики и предметов естественно-научного цикла. В целом количество результативных участников по любому предмету коррелирует с общим количеством таких предметников.
Влияние гендерного фактора сильно переоценено: распределение по полу среди результативных участников вполне коррелирует с общим количеством мужчин и женщин как в целом за историю конкурса, так и по отдельно взятым годам вопреки сложившемуся стереотипу о том, что в конкурсе успешны только мужчины. Да, если рассматривать абсолютную победу, то мужчин кратно больше, чем женщин, что, вообще, не укладывается в представление об учительской профессии как женской, да и в целом в статистику по стране. Сместив фокус на лауреатов, мы увидим, что женщины очень конкурентоспособны, а конкурсная подготовка как раз должна быть призвана помочь им периодически по возможности готовиться вне стен своего дома, то есть выездные установочные семинары с погружением в конкурсную среду актуальны всегда.
Анализ влияния факторов возраста и стажа участников показал, что среди финалистов и лауреатов самой многочисленной группой являются учителя со средним стажем работы, имеется тенденция к уменьшению доли стажистов среди результативных участников с увеличением числа молодых специалистов. Это может повлиять на представление о том, что на финал нужно выдвигать молодежь: выигрывая в самопредставлении, они во многом еще недостаточно методически самостоятельны и подвержены влиянию наставников, что играет как положительную, так и отрицательную роль. К стажистам тоже следует подходить индивидуально, безусловно, их опыт становится значительным плюсом в выступлениях, но часто они испытывают, например, трудности с современными технологиями. Отмечу еще одно интересное наблюдение — очень часто ярко выступают те педагоги, которые приходят в образование из другой среды, сменив кардинально место работы. Как правило, они твердо стоят на практической значимости как своего предмета, так и смежных с ним, понимая важность всестороннего образования, а также обладают яркой харизмой, выделяющей их среди педагогов «с рождения».
Особое внимание к сельским школам никак не сказывается на результативности сельских учителей. Их доля в общем числе участников невелика, около четверти, а в числе результативных участников еще меньше — пятая часть, при этом в 2022 году результативных сельских учителей не было совсем.
Как учитывать все эти факторы в конкурсной подготовке?
На современном этапе проведения конкурса самостоятельно готовящемуся конкурсанту трудно конкурировать со слаженной работой команды профессионалов. Именно поэтому необходимо организованно перенимать опыт командной работы с конкурсными учителями, что и было сделано в нашей школе с 2019 года.
На первом этапе важно собрать команду наставников, которые будут выполнять такую работу. Это могут быть опытные методисты-профессионалы, специалисты в области медиаресурсов, а также учителя, уже прошедшие конкурс и имеющие опыт участия, не обязательно результативный. С 2022 года официально зарегистрирована Общероссийская общественная организация лидеров образования «Учитель года». Она объединила все региональные клубы учителей года, которые работают уже многие годы, принимая активное участие в том числе и в подготовке конкурсантов.
Тем не менее, очень часто бывает, что вышедший в финал от региона учитель просто не знает о таких возможностях, готовясь самостоятельно. Именно здесь важна поддержка команды наставников и регионального клуба, которые, как минимум, информируют о мероприятиях, где можно принять участие в рамках подготовки к конкурсным испытаниям.
Учителя, входящие в команду наставников нашей школы, являются членами регионального клуба «Учитель года КЧР», инициаторами создания которого они являются, а также вошли в состав Общероссийской общественной организации лидеров образования «Учитель года» в числе ее первых участников. В процесс подготовки наших учителей к конкурсным испытаниям обязательно включаются клубные межрегиональные мероприятия, как очные, так и онлайн, что положительно сказывается на результатах участия.
Следующим важным шагом является создание конкурсного резерва педагогов. Это очень важный момент, ведь чаще всего учитель попадает в конкурсы просто потому, что заставили в школе, отсюда отсутствие внутренней мотивации для подготовки и, следовательно, низкий результат.
Результативное участие в конкурсе всегда осознанное, невозможно достичь высоких целей, если участвуешь не по своей воле. Именно поэтому важен конкурсный резерв — те учителя, которые, действительно, хотят попробовать свои силы пусть даже в перспективе. Попав в конкурсный резерв и принимая участие в различных мероприятиях, такой человек может с рекомендацией клуба стать самовыдвиженцем (и такие случаи известны в истории проведения конкурса).
Самая ответственная часть работы — непосредственное участие в конкурсе, причем, важна поддержка команды наставников для участников на всех этапах: школьном, муниципальном, региональном. Ведь цель работы состоит не в помощи кому-то одному — наставники призваны помогать всем выдвинутым из резерва учителям, повышая уровень команды участников.
Рассчитывая на результат, нужно четко осознавать: цель — это финал, на который приезжают 90 лучших представителей регионов, а результативными будут 20. Кроме того, существует около десяти спецпризов, получение которых тоже можно считать результативным участием. Результата добьются далеко не все участники и даже далеко не все достойно выступившие. Особенности оценивания конкурсных процедур — это правила игры, которые нужно принять и понимать, что шанс не добиться результата всегда гораздо больше.
В случае грамотно организованной системной работы с конкурсными учителями очень важно понимать, что даже в случае неуспеха на любом этапе мы получаем хорошо подготовленного высококлассного учителя, который может и должен войти в команду наставников следующего года. Кроме того, системная подготовка позволяет получить целую команду таких учителей на уровне муниципалитетов, которые могут поддержать участников следующего года или даже участвовать в конкурсе снова. В истории проведения конкурса есть не один случай второго и уже результативного участия в финале через положенные 5 лет.
Разумеется, совершенно недопустимы любые попытки наказания учителя за неуспешное участие в любом этапе конкурса. Прошедшие конкурсную подготовку и испытания педагоги — это тот ценный кадровый резерв, который нужно эффективно использовать после конкурса. Кроме того, ожидать какого-то результата после года-двух работы с учителями неправильно: такого рода системная подготовка всегда достаточно длительная по времени и затратная по ресурсам. После конкурса главная задача команды наставников — обеспечить психологически комфортный выход из конкурса при любом его результате. Мощный потенциал для саморазвития, заложенный подготовкой к конкурсным испытаниям, необходимо направить в нужное русло, обеспечив дальнейший профессиональный и личностный рост учителя.
Данная модель успешно апробируется в нашей школе с 2019 года, и в качестве результата можно назвать участие в финале конкурса «Учитель года России- 2019» Н. В. Скрыльниковой, призовое место в региональном этапе конкурса «Учитель года КЧР-2022» Г. И. Найденовой, призовое место в заключительном этапе конкурса «Воспитать человека-2020» Ю. А. Капалкиной, победу на муниципальном этапе конкурса «Самый классный классный-2022» Е. В. Коваленко. В целом педагоги нашей школы дают результат в любом конкурсе, при этом финалистами конкурса «Учитель года России» стали шесть учителей. Считаем, это очень высокий показатель для сельской школы.
В целом по СКФО флагманским регионом по участию в конкурсе «Учитель года России» можно с уверенностью считать Чеченскую Республику, получившую с 2010 года восемь результатов, в том числе и абсолютную победу, а с 2020 года Чечня ежегодно дает результативных участников. Особенностью конкурсной подготовки здесь является, безусловно, организация на базе Чеченского государственного педагогического университета Педагогической мастерской Алихана Динаева, в которой конкурсная подготовка начинается со студенческой скамьи. Совместно с ЧГПУ и Институтом развития образования ЧР мастерская ведет огромную методическую работу именно в республике, организуя массу мероприятий для педагогов и студентов. К этой работе привлекаются конкурсные учителя и эксперты в области педагогики из многих субъектов страны, что влияет на общий уровень подготовки педагогических кадров региона. Безусловно, значимым фактором, мотивирующим педагогов на творческую активность, стало отношение властей республики к образованию. «Учитель создает нацию» — эту цитату первого президента ЧР Ахмата Кадырова можно встретить не только в образовательном учреждении, но и как баннер в городе или принт на одежде. Культ педагога, созданный в Чечне, может и должен быть распространен по всей России, а система работы со студентами и учителями изучена и тиражирована как один из самых передовых опытов.