Наш журнал продолжает серию публикаций, посвященных наиболее часто упоминаемым брендам субъектов СКФО. В основу цикла легли результаты исследования, проведенного Межрегиональным центром общественных инициатив «Северный Кавказ» в партнерстве с компанией «Медиалогия». Сегодняшний рассказ — об Ингушетии и ее главных визитных карточках. 

Столовая гора (Мят-Лоам). 
Мят-Лоам — в древности священная гора у ингушского народа. Ее высота — 2993,3 метра. Название Столовой гора получила благодаря своему географическому сложению: у нее плоская, но огромная по площади вершина, напоминающая с виду стол. 
С Мят-Лоам связано много легенд и поверий. По одной из них, очень давно в этих местах жили великаны. У верховного Бога Дяла был Сокол счастья — «Ираза кер»: сам — из серебра, а глаза его — из золота. Мать одного из великанов, жадная женщина, повелела своему сыну принести ей Сокола счастья. Великан попытался похитить птицу, но всеведущий Дяла узнал про это и поразил его молнией. Великан упал на гору Мят-Лоам. Боясь, что от гниения великана по всей земле пойдет большой смрад и пожалев его за послушание матери, Дяла превратил великана в камень. Каменный человек, растянувшийся на горе, и сейчас виден в ясную погоду, если посмотреть на Мят-Лоам.

Доподлинно известно, что в 1925 году жители Джейрахского ущелья молились о дожде и устраивали в святилище на Столовой горе жертвоприношения. Группа людей во главе с верховным жрецом поднималась на священную гору к святилищу Мят-Сели, ведя с собой жертвенного быка. На вершине его ставили головой к востоку. Жрец произносил молитву, просил Бога дать дождя и большого урожая, после чего быка резали, и здесь же в огромных котлах варили мясо. По некоторым свидетельствам, на Мят-Лоам собирался народный совет, принимавший важные решения. Тут же организовывали турниры, на которых определялись лучшие ингушские джигиты.
Сегодня Столовая гора проходит по границе Джейрахского района Ингушетии и Пригородного района Северной Осетии. Она изображена на государственном флаге Ингушетии и на сербе столицы Северной Осетии — города Владикавказа. На гору есть несколько подъемов с разных сторон, которые рассчитаны даже на неопытных туристов. Раньше здесь было три святилища: Мят-Сели, Мятар-Дяла и Сусон-Дяла. Основное из них (Мят-Сели) сохранилось до наших дней, от двух других остались полуразрушенные стены.


Горная вершина Цей-Лоам.  Цей-Лоам называют «троном повелителя». Села — небесный метатель молний, бог плодородия, покровитель природных явлений, громовержец — наисправедливейший и могущественнейший бог ингушского языческого пантеона. Он оборачивался орлом. Смелость орла, скорость, с какой тот настигал добычу, вызывали у древних ингушей стойкие ассоциации с огненной стрелой — молнией, грозой. 

Место, где молния опаляла деревья, считалось священным. На нем строили «сиелинг» — святилище. Но молния могла поразить человека. Ингуши полагали, что если в человека попала молния, его отметил сам Села, и человеку возводили «элгыц», называя его святым.

Села согревал землю после зимы, давал жизни всему, что растет. У Селы люди просили защиты от града и сильного ветра. К нему обращались, если кого-то одолевал тяжелый недуг...
Рассказывают, что вплоть до XIX века на Цей-Лоам отмечали весенний женский праздник Боалам-Дяла, мужчин на него не допускали. Начинался праздник с восхождения на гору и посещения святилища бога Дяла. Затем девушки выбирали самую старшую и мудрую женщину в качестве царицы. Ей были положены свита и охрана. Примечательно, что девушки могли не только переодеваться в мужские одежды, но и заниматься чисто мужскими развлечениями: скачками, борьбой, стрельбой из лука.

Сегодня на Цей-Лоам регулярно совершаются восхождения. Также это место облюбовали любители бейсджампинга — экстремалы, совершающие прыжки на парашюте с неподвижных объектов. С 2014 года здесь даже проводится международный фестиваль по данному виду спорта. А у подножия горы на высоте 1842 метра открыт единственный в России бейсджампинг-клуб.

Башенный комплекс Вовнушки. Величественный башенный комплекс в Гулойхийском ущелье, построенный на остроконечных вершинах обрывистых скальных утесов и состоящий из двух отдельных неприступных замков, соединявшихся в древности подвесным мостиком. В переводе с ингушского Вовнушки означает «место боевых башен». Боевые башни были четырехъярусные, с узкими бойницами, высоким парапетом и плоской крышей. Они наглядно иллюстрируют понятие «твердыня»: огромные каменные сооружения, твердо стоящие на скальном основании. Подступы к башням и жилым пристройкам преграждали мощные крепостные стены, которые поначалу воспринимались как естественная часть горы. Недалеко от башен сохранился редкий для края ядрообразный мавзолей.


Вовнушки — признанный шедевр средневековой башенной архитектуры и предмет особой гордости ингушей. Место для строительства комплекса выбрано не случайно: в древности здесь проходил один из участков Великого шелкового пути. 
Вовнушки — башенный комплекс рода Оздоевых, с которого началась история их земель. Согласно преданию, в середине XIV века предок Оздоевых, праправнук легендарного Маго-Цикким, перешел на правый берег реки Асса вверх по руслу реки Гулой-хи и заложил первую боевую башню Вовнушек в западной части комплекса. Сын Циккима Эзди построил рядом жилую башню. Восточную часть комплекса воздвигнул в XV веке внук Циккима, сын Эзди Оздо. Из Вовнушек началось дальнейшее расселение Оздоевых, к 1800 году им принадлежало 26 башенных комплексов. После участия Цикмиевых в договоре 1810 года с российской администрацией они сменили фамилию на Оздоевы.

Сегодня Вовнушки являются символом всей Ингушетии, красоты и величия ингушской башенной архитектуры. В 2008 году они стали финалистом конкурса «7 чудес России» как одна из самых удивительных рукотворных достопримечательностей страны. В 2010 году Центральный банк России выпустил памятную монету, посвященную Вовнушкам. Сейчас это одно из самых популярных мест отдыха и туризма в горной Ингушетии.

Башенный город Эгикал. Самый крупный архитектурный ансамбль горной Ингушетии, большинство строений воздвигнуто с конца XVI до начала XVIII века. Состоит из нескольких десятков башен, и большая часть — галы, в которых жили ингуши. Они ниже боевых, но тоже хорошо укреплены за счет толщины стен. На первом этаже широкой жилой башни держали скот, на втором устраивали очаг, при этом очаг и цепь, на которую подвешивался котел, считались священными.

На верхних этажах жили несколько родственных семей. Рядом с жилой башней строили полуподземный или наземный склеп. Склепы весьма разнообразны: есть небольшие, одноярусные, а есть трехъярусные, где захоронено более 200 человек. В случае опасности все укрывались в боевых башнях, в которые можно было пройти по тонким мосткам между строениями, перекинутыми на большой высоте. Вход в боевую башню делали на втором или даже на третьем этаже. Когда приближался неприятель, полено с глубокими зарубками, используемое в качестве лестницы, затягивали наверх.

Боевые башни — воувы — считаются вершиной архитектурного искусства галгаев. Высота боевой башни — более 20 метров. Ширина последнего этажа — в два раза меньше первого. Воувы сужались кверху в оборонительных целях: когда противник завоевывал первый этаж, обороняющие поднимались выше и баррикадировались там. Благодаря этому башни могли выдерживать длительные осады.
В Эгикале было четыре боевые башни, три из них полностью разрушены, а одна, высотой 27 метров, достояла до наших дней, и состояние ее практически идеально. На внешней стене этой башни можно разглядеть загадочное изображение человеческой фигуры с расставленными руками и ногами, напоминающие крест.

Храм Тхаба-Ерды. Храм основан в VIII-IX веках — на это указывает его архитектурное сходство с армянскими храмами того периода. В частности, речь идет о церквях армянской области Ташир (сейчас — область Лори). Например, алтарное окно Тхаба-Ерды. Аналогичные окна — двойные, узкие и арочные — часто встречаются в армянских церквях VII века. 
В то же время ученые находят много архитектурных аналогий между Тхаба-Ерды и грузинскими храмами того времени. А это дает основание предполагать, что Тхаба-Ерды возник как «трехцерковная базилика» и являлся купольным — именно такие церкви были тогда распространены в Грузии. Облик, более близкий к нынешнему, Тхаба-Ерды приобрел в ходе реконструкции в X-XI веках.
На западном фасаде храма — композиция с двумя персонажами: слева — Христос, справа — человек с крестом и мечом. Еще одна плита западного фасада долго считалась утерянной, но несколько лет назад ее нашли в окрестном селе. По мнению специалистов, надпись на плите состоит из букв грузинского церковного письма — «асомтаврули» — и означает «епископ Георгий», относится к рубежу X-XI веков.

Последняя масштабная реконструкция Тхаба-Ерды прошла, как полагают исследователи, в XV веке, и провели ее ингушские мастера. Найденные в завалах каменные блоки строители порой ставили в совершенно случайные места. Поэтому теперь плиты, некогда составлявшие единую композицию, могут оказаться в разных стенах.

Комплекс Армхи в Джейрахском районе. Чистый горный воздух полезен для здоровья, а в Джейрахском районе Ингушетии он полезен вдвойне. Недаром в 1926 году здесь открыли пансионаты для шахтеров Донбасса, Кузбасса и других угольных регионов СССР. Все дело в особенных деревьях. Пыльца, которую выделяет кудрявая сосна в период цветения, считается лечебной для людей с легочными заболеваниями, а также страдающие от астмы, бронхита и туберкулеза.
Во время перестройки уникальная территория пришла в упадок и только недавно начала возрождаться снова. Власти республики взялись за развитие горнолыжного курорта «Армхи». Здесь располагаются трассы разной степени сложности, в том числе для начинающих. Зона катания остается открытой даже с наступлением темноты. 

 Особая достопримечательность «Архми» — Лестница здоровья — самая длинная деревянная лестница в России, состоящая из 1780 ступенек. Поднимается с высоты 1280 метров над уровнем моря, верхняя точка расположена на высоте 1520 метров. Находится среди хвойного леса, чистейший целебный воздух помогает сделать крутой подъем приятным.

Несмотря на то что на курорте появились новые горнолыжные трассы, бассейны, фитнес-центр, «Армхи» по-прежнему остается тихим уголком с первозданной природой. Оказавшись на максимальной высоте — там, где заканчивается Лестница здоровья и куда приходит кресельная канатная дорога, — туристы попадают на площадку с рестораном «Эрзи». Открытая терраса и уютные залы оформлены в национальном стиле. 

Природный заповедник «Эрзи». «Эрзи» (в переводе с ингушского «Орел») — государственный природный заповедник, расположенный в Джейрахском и Сунженском районах Ингушетии. Учрежден 21 декабря 2000 года постановлением Правительства РФ. Его площадь — 35 292 га.

Заповедник находится на северном макросклоне Большого Кавказа, в Джейрахско-Ассинской котловине и прилегающих к ней с севера горах Скалистого хребта. Наиболее крупные реки — Асса и Армхи, относящиеся к бассейну Терека. Около трети территории занимают леса, в том числе дубовые и буковые. Выше 2000 метров — горные степи и луга, выше 3500 метров — пояс ледников и снежников.
Здесь обитают редкие виды животных: безоаровый козел, тур, серна, лесной кот. Из птиц — кавказский улар, беркут, сапсан. Произрастает более 180 видов редких растений, в том числе многие эндемики Кавказа. 

На территории заповедника расположен один из крупнейших башенных комплексов Ингушетии. Он находится на оконечности горного кряжа в Джейрахском ущелье и включает в себя восемь боевых, две полубоевые и 47 жилых башен, опоясанных каменными оборонительными стенами. Боевые башни — высотой до 30 метров, в своем основании квадратные (от 4,8 до 5,8 метра), в основном в пять этажей, с пирамидально-ступенчатыми крышами. В одной из башен в XIX веке обнаружена бронзовая фигура орла, изготовленная в конце VIII века и известная как «Орел Сулеймана». 

 |