Къазав-хан, чилле-мороз
«Наши народы — крестьяне и скотоводы, поэтому свой год делят по трудовому принципу. Новый год у нас начинается весной, во время весеннего солнцестояния, и называется Навруз-Байрам, — рассказывает исследователь кумыкского фольклора, доктор филологических наук, профессор, академик Международной тюркской академии, заслуженный деятель науки Дагестана Абдулхаким Аджиев. — Но и зимой многие народы Дагестана не скучали».
Аварцы, к примеру, 22-23 декабря, во время зимнего солнцестояния, проводили обряд разжигания костров, через которые девушки и юноши прыгали. Прохождение через огонь символизировало очищение и смягчало нрав суровой зимы.
Потом участники праздника речитативом произносили такие фразы: «Чтобы тыквы выросли крепкие, аминь! Чтобы стада баранов увеличились у вас, аминь! Чтобы ватаги баранов стали тучными, аминь! Чтобы жирные курдюки висели на балке, аминь!» С этими здравицами молодежь ходила по дворам, собирали подарки.
Аналогичный праздник устраивали лакцы в начале января. Назывался он «Хождение козлами»: надевали козлиные маски, подвешивали бородку козлиную, рога приставляли. Ходили «козлы» молча. Разговаривать нельзя было, потому что, обрядившись шутами, они могли себе позволить ритуальные вольности (обнять девушку, к примеру), за которые потом, когда маски будут сняты, придется отвечать по всей строгости кавказских законов. «Козлы» могли только петь здравицы: «Да пополнятся дома зерном, да заполнятся закрома рисом, да наполнится хлев скотом, да будет насест полон курами, да будет много дров на крыше!»
Зимой же у народов Дагестана начинались подготовительные работы к севу — доставали семена, очищали кукурузу. Как и в России, многие крестьяне собирались на так называемые «помощи». Совместно трудились несколько семей, делали сообща необходимые работы. Ну, а там, где собирались все вместе, там и песни пели, и танцевали, и легенды рассказывали.
«У тюркских народов очень распространена легенда о единоборстве Аяз-хана и Къазав-хана, — продолжает Аджиев. — Аяз-хан олицетворял собой лето — теплый, ясный, добрый хан, а Къазав-хан — зиму: сильный, твердый, холодный».
Пришел как-то Аяз в гости к холоду. Къазав стал готовить еду: поставил кипеть кастрюлю и сказал: «Кипи, котел, 6 месяцев, посиди, гость, 7 месяцев». В общем, пока еда варилась да пока они ее ели, у Аяз-хана все цветы и листья опали. Обиделся Аяз-хан и кинулся на Къазава с кулаками. Началась борьба лета и зимы. Победил холод.
Есть и другая легенда, связанная с периодом зимы. У дагестанцев зима делилась на периоды — чилле. Первый чилле был не очень холодным — 30 дней. А в самом конце зимы наступал самый короткий и самый холодный чилле, который так и назывался — чилле-мороз.
Надумал как-то чилле-мороз посватать дочь Солнца. Пришел к отцу-Солнцу и по всем правилам попросил отдать ему дочь в жены. Солнце отказало, но потом передумало — сидит и ждет, когда чилле-мороз опять придет свататься. А чилле все нет да нет. Тогда Солнце само пришло к малому чилле и предложило ему свою дочь. Но чилле-мороз сказал, что опоздало Солнце: зима проходит, не до свадеб уже, скоро работа в полях начнется...
Сувукъ-мурза
Настоящие Дед Мороз и Снегурочка появились на Кавказе вместе с русскими поселенцами. Рождественские балы кавказской знати и нарядные елки в домах бедноты не оставили равнодушными и местное население. Кавказские жители не сразу, но все-таки приняли и доброго Деда Мороза, и трогательную нежную Снегурочку.
А советское время вообще породило очень интересный симбиоз русского и кавказского мифотворчества, где обрел свое кавказское имя и Дед Мороз, и вполне реальные исторические личности советской жизни — кумыкский сказ о Сувукъ-мурзе и победивших его батырах.
«У кумыков в начале XX века был очень популярен народный сказитель Аяу Акавов. Он-то и написал сказ о богатырях, которые превратили «твердого, как рог» Сувукъ-мурзу в «мягкое место, подобное войлоку», — комментирует Абдулхаким Аджиев. — Сувукъ по-кумыкски обозначает холод, а мурза — властелин. То есть победили богатыри властелина холода».
В основе сказа лежат реальные события — Аяу Акавов популяризировал историю молодой Страны Советов.
...Батыры-папанинцы едут покорять Арктику. Сувукъ-мурза насылает на них холод, вьюги, но батыры Папанин, Водопьянов, Шмидт, Федоров, Кренкель не уступают. Они едут сватать дочь Сувукъ-мурзы — Ильму-ханум (ильму по-арабски — наука, ханум — царевна). Сувукъ-мурза отказывает, дает героям трудные поручения, но те с честью выполняют их. В конце концов батыры-папанинцы приглашают седобородого Сувукъ-мурзу к себе в шатер, где он за малым чуть не растаял. Властелин холода смиряется и признает, что папанинцы — настоящие богатыри. В их честь устраиваются пир, танцы, веселье: «Солнце играло на зурне, Луна — на барабане, а звезды хлопали в ладоши». Сувукъ-мурза лихо сплясал лезгинку, подружившись с батырами, и отдал им Ильму-ханум. Кстати, Аяу описывает и водружение флага во владениях Сувук-мурзы, то есть водружение флага на Северном полюсе. Этот сказ был очень популярен в Дагестане...
Позднее Сувукъ-мурза стал полноправным героем кавказских сказок, авторских литературных произведений.
Ног азы хорзах уа уад!
Если жители Кавказа на своих языках приветствуют Деда Мороза, то и он, в свою очередь, стал полиглотом. За 35-летнюю дедморозовскую деятельность эту осетинскую фразу заслуженный артист России, народный артист Северной Осетии, лауреат Госпремии им. К. Хетагурова Николай Поляков произносил много раз. Его громкий бас возвещал: «Ног азы хорзах уа уад!» и на главной площади Владикавказа, и в далеком Детском доме на Военно-Грузинской дороге, и в маленькой воинской части фронтовой полосы... Уроженец Грозного, выпускник Ленинградского театрального института Поляков даже представить себе не мог, что когда-нибудь станет главным Дедом Морозом Северной Осетии.
«Первый мой Дед Мороз случился в 15 лет в Грозном, в клубе Старопромысловского района, — вспоминает Николай Александрович. — Как активному участнику самодеятельности мне предложили выступить в этой роли. Я попробовал — и пошло... Продолжил в театральном институте в Ленинграде, потом на Гатчине, в Томске, Смоленске... Последние 35 лет «дедморожу» во Владикавказе. И не надоедает!
Конечно, времена меняются, а вместе с ними меняются и дедморозовские атрибуты. Например, в прошлом году на площадь, где установлена главная городская елка, меня привезли на шикарной машине. А вообще, на чем только ни приходилось добираться к тем, кто ждет Деда Мороза! Когда на Кавказе неспокойно было, ездил на передовую на БТР. Солдаты, понятно, в сказочных персонажей не верят уже, но видели бы вы, как они радовались!
Страшновато было. Впрочем, все это время в Грозном мой отец жил. Я к нему на вертолетах летал, или на КамАЗах добирался в сопровождении БМП. Около моего родного дома 16 воронок зияло, взрывы постоянно гремели...
Тогда же приехал Дедом Морозом в детский интернат, что на Военно-Грузинской дороге. Пришел ко мне в гримерку мальчик-шестиклассник. Протягивает письмо и просит: «Дедушка Мороз, исполни мои желания!» Я посмотрел — письмо не совсем грамотно написано, но видно, что старался пацан. А желания у него — машина и пистолет! На машину, говорю, сам заработаешь, когда вырастешь, а пистолет тебе не нужен... Потом у елки мальчишка и стихи мне читал, и «Барыню» со мной танцевал. Про пистолет, надеюсь, он больше не вспоминает».
— А каким должен быть настоящий Дед Мороз?
— Видным! Высоким (у меня рост — почти 2 метра). Стройным, но не худым. С громким, поставленным голосом. В нарядном костюме (я сшил себе шубу сам, за 8 тысяч рублей). С белой, длинной, красивой бородой... Актер должен быть хороший. Но самое главное, чтобы любил детей! Чтобы у детей глаза горели, чтобы сразу в тебя поверили! Они же подходят, целуют, за руку берут, прижимаются! На Кавказе Деда Мороза любят! Это такая объединяющая фигура и для мусульман, и для православных. Я бы назвал его делегатом мира!
Верить в чудеса
Похоже, что устами Николая Полякова глаголет истина. Пятиклассница Лали Цурова из ингушского села Джейрах давно мечтала, чтобы их елку зажег самый настоящий Дед Мороз из Великого Устюга. В этом году девочка взяла и написала ему письмо: «Дорогой Дедушка Мороз!.. Хочу поздравить тебя с днем рождения и от имени всех ребят нашего класса пригласить в горы на нашу елку. Сделай так, чтобы как можно больше детей сели в твой волшебный поезд и приехали к нам в гости... Обещаю слушаться родителей, хорошо учиться и подружиться с каждым ребенком, который приедет в Армхи!»
«Я не ожидала, что Дед Мороз исполнит мою просьбу, — призналась Лали корреспонденту «Вестника». — Он приехал сам, привез с собой ребят из Устюга, зажег нашу елку, подарил много подарков. А меня даже пригласил на сцену нашего клуба, поблагодарил за приглашение и вручил планшет. Мой папа раньше тоже Дедом Морозом наряжался, но он совсем не похож на него. А этот, из Устюга, — настоящий, белобородый, в богатой красивой шубе, с целым мешком подарков!
Мы возили Деда Мороза по нашим горам, показывали башни, угощали национальными блюдами, пели и танцевали. Ему очень понравилось, обещал еще приехать. Надо только верить в чудеса, и они обязательно сбудутся! Моя мечта сбылась!»