Художественно-документальная картина была показана на столичном кинофестивале в Москве и Дагестане. Понятно, что обычный зритель не станет, придя с работы, отыскивать и скачивать в интернете такой фильм. Но если вы хотите понять современные процессы взаимоотношений народов Кавказа и России, советую не полениться и все-таки найти его. Это не коммерческое кино — это кино, заставляющее думать.

Готовясь к интервью с режиссером-постановщиком фильма Мурадом Ибрагимбековым, я, честно скажу, сам фильм не посмотрела. Почитав пострелизы о выходе картины, отклики зрителей, я посчитала, что к разговору готова. Оценив мою журналистскую наглость, Мурад Максудович мягко посоветовал для начала посмотреть ленту, а потом перезвонить.
К своему удивлению, я очень быстро нашла фильм в интернете, решила бегло просмотреть его и... выпала из окружающей действительности на полтора часа. Выпала в Дагестан с его великолепной природой, красивейшей архитектурой, прекрасными песнями и танцами. Выпала в мир интереснейшего, великого человека — Расула Гамзатова.

В поисках натуры и актеров
По признанию Мурада Ибрагимбекова, самым длительным был период подготовки к съемкам: — Жанр будущего фильма сразу же был определен как документально-игровой. Поэтому началось все с работы с архивом Расула Гамзатова. Непосредственно сбором литературных и фотоархивов занимался Рамазан Абдулатипов — глава Дагестана, горячий поклонник творчества Гамзатова. Он собрал все его интервью, статьи. Особенно ценными являются материалы, касающиеся последних лет жизни Расула Гамзатовича, ведь в тот период поэт вел, можно сказать, затворнический образ жизни.

Гамзатов очень сильно переживал то, что происходило в стране и на Кавказе. Многие вещи он просто не поддержал. Сейчас, читая записи Гамзатова, понимаешь, что он был не только великим поэтом, но еще и незаурядным мыслителем: его размышления, оценки актуальны и по сей день. Поначалу у нас на руках были, в основном, тексты, потом мы собрали и киноархивы. Параллельно шла подготовка и к игровой части фильма.

— В этом фильме мне повезло как режиссеру — в поисках натуры я исколесил почти весь Дагестан, — делится Ибрагимбеков. — Наша природа исключительно кинематографична — в этом не раз убеждались все приезжавшие сюда киногруппы. Но я смог выбрать самое лучшее.

Мы искали улицы, дома, предметы быта. И дом из камня, в котором снимали сцены с отцом Гамзатом Цадаса, и печь для хлеба, и мельница для кукурузных зерен — все настоящее, все начала XX века. Мы убирали элементы современности и словно переносились в то время.

Одновременно проходил кастинг среди дагестанских актеров на роли отца, матери, молодого Расула, Шамиля. Мы объездили все театры, отсмотрели всех актеров — выбирали очень тщательно. Для меня лично стало большим открытием то, что в Дагестане — замечательная актерская школа. Гамзата Цадаса сыграл выдающийся актер Аварского национального театра, корифей Гусейн Казиев, молодого Расула — талантливый начинающий актер Гаджи Ибрагимов. Снимались великолепные актеры Хадижат Джамалудинова, Абдулхалик Абдулхаликов, Тагир Курачев.

Наряду с этим велась работа над документальной составляющей фильма: записывались интервью с народным артистом СССР Василием Лановым (который, к тому же, читает текст от автора за кадром), поэтом Евгением Евтушенко, главой Дагестана Рамазаном Абдулатиповым, народным артистом СССР Мурадом Кажлаевым, народным артистом России Айгумом Айгумовым, народным поэтом Дагестана Магомедом Ахсмедовым дочерьми Гамзатова — Патимат и Салихат, его родственниками и даже. простыми гунибскими футболистами.

— Когда мы снимали в Гунибе, — вспоминает Мурад Ибрагимбеков, — то просто подъехали к футбольному полю и решили спросить игроков о Расуле Гамзатове. Поставили камеру — и спросили.

— Не страшно было, что они ничего не скажут?

— Нет, не страшно. Расула молодежь знает. В фильме многие читают его стихи — и по-русски, и по-аварски.

А еще в фильме прекрасно поют. В сцене за столом в доме Гамзата Цадаса снялся замечательный фольклорный ансамбль «Горцы». В нем четыре человека, серьезные певцы и актеры.

Дойти до зрителя
Несмотря на то, что фильм «Расул Гамзатов. Мой Дагестан. Исповедь» снят для показа на большом экране, его прокатная судьба складывается с трудом. Картину смогли увидеть только посетители Московского кинофестиваля и жители дагестанского Каспийска. Лента относится к разряду некоммерческого кино, а значит, прокатчикам неинтересна.

— Складывается парадоксальная ситуация: в стране снимается очень много фильмов, но до зрителя они не доходят, — сокрушается режиссер. — Поэтому я с восторгом отнесся к тому, что кто-то выложил «Исповедь» в интернете. Насколько знаю, качество там хорошее. И дай Бог — пусть люди смотрят! В данном случае я видеопиратов только хвалю. Оценки критиков и зрителей меня радуют. Самым трогательным отзывом о фильме для меня стали слова дочери поэта Салихат Гамзатовой: «Когда я шла на премьеру, то, конечно, ожидала увидеть что-то хорошее. Но я не ожидала, что это будет настолько прекрасный фильм. В нем я ощутила отца».

— А будут ли ваш фильм показывать по ТВ?

— Пока современное ТВ тоже не интересуется такими фильмами, к сожалению. Наш фильм даже на международные фестивали сложно вывезти. Вся проблема в субтитрировании — там же все в стихах.

— Но в фильме есть главное — атмосфера: он завораживает, смотрится на одном дыхании. Может, попробовать выйти на зарубежные исторические каналы? Ведь по качеству, по содержанию ваша картина не уступает историческим сериалам того же канала History?

— На Западе в такие картины вкладывают огромные деньги. Там есть дорогостоящие документальные проекты, которые даже окупаются. Но в России — совсем другая ситуация. Документалистики у нас очень мало, не каждый может себе ее
позволить, поскольку это недешевое удовольствие.
К примеру, бюджет нашего фильма приближался к миллиону долларов, был огромный подготовительный процесс, затем 40 киносъемочных смен. И для того, чтобы заниматься продвижением ленты на зарубежный канал, опять необходимы средства и силы.

— Вам не обидно, что мы с упоением смотрим по телевизору сериалы про Рим и совсем не интересуемся собственной историей?

— Я уже к этому привык. Хотя все равно продолжаю строить различные творческие планы. У меня много лет лежит сценарий, который я никак не могу реализовать из-за отсутствия инвестиций. Сценарий на горячую и волнующую всех тему — кавказские войны. Даже в фильме «Расул Гамзатов. Мой Дагестан. Исповедь» у нас есть линия поэт и воин — Расул и Шамиль. В сценарии она одна из важных. Гамзатова всегда интересовала личность Шамиля: у него много размышлений об этом национальном герое, его месте в истории Кавказа. Два великих кавказских человека со своими взглядами на мир и войну, объединенные, в конце концов, мировой историей.

— В дальнейшем собираетесь разрабатывать тему о поэте? Мне в вашем фильме очень интересна была линия поэт и государство. Ведь у Расула Гамзатова с государством тоже складывались непростые взаимоотношения...

— Отношения были невероятно сложные. У нас в фильме Евгений Евтушенко об этом говорит. Расул, на мой взгляд, точно нашел пропорцию между системой и собой. И в картине мы постарались соблюсти эту пропорцию.

Отзывы

«Эта художественно-биографическая зарисовка описала поэтическое чудо»

Рамазан Абдулатипов, глава Республики Дагестан:
— Культура и история состоят из опыта и практики жизнедеятельности конкретных людей, целых народов. Поэтому я считаю, что фильм о Расуле Гамзатове — это начало серии фильмов о жизни выдающихся дагестанцев. Поэтическое творчество — лишь одно из проявлений великого Расула, так как в истории республики он был одним из наиболее выдающих политических деятелей, занимал очень высокий пост — члена Президиума Верховного Совета СССР.
Сегодня Расул Гамзатов нам помогает больше, чем многие живые. Все идеи преобразований в Дагестане — это идеи, которые вытекают из его творчества. Во всей нашей деятельности, в каждом проекте присутствует Расул. Он сгусток нашей культуры, переживаний, талантов.
Я уже раз тридцать посмотрел фильм, но спешу посмотреть еще, потому что очень талантливо сработали режиссер Мурад Ибрагимбеков и соавтор сценария Рустам Ибрагимбеков. Восхитило то, насколько хорошо сыграны роли отца и матери Гамзатова. А актер, сыгравший молодого Расула, смог передать все то, чего мы не знали о поэте, всю его теплоту.

Рустам Ибрагимбеков, соавтор сценария, кинодраматург и кинорежиссер, лауреат Государственных премий, народный писатель Азербайджана, заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР и заслуженный деятель искусств России:
— Я испытываю сегодня два чувства: благодарность дагестанской земле за то, что она родила такого великого поэта, и благодарность народу республики за то, что он столь бережно хранит память о нем. Одним из проявлений подобного отношения является снятый фильм. Я благодарен и за то, что оказался в компании, сделавшей картину. Это коллективный труд в творческом и организационном смысле. Практически все люди, которые хоть как-то соприкоснулись с лентой, вложили в нее свою душу.

Геннадий Иванов, первый секретарь правления Союза писателей России:
— Эта художественно-биографическая зарисовка описала поэтическое чудо. Очень удачно подобраны актеры. Расул Гамзатов именно в последние десятилетия стал таким, каким он навеки останется в памяти людей — с лицом человека, удивительно глубокого в своей доброте и мудрости. Снят очень умный, красивый фильм с высоким эстетическим, культурным уровнем. Дагестан получил прекрасную картину об одном из выдающихся сынов республики.