Принципиальные улучшения в дорожном хозяйстве Северного Кавказа уже дают значительный мультипликативный эффект в виде быстрого развития транспортно-логистического комплекса, туризма и сельского хозяйства. Еще в недавнем прошлом многие регионы СКФО представляли собой транспортный тупик, но за счет строительства новых дорог и мостов острота проблемы за последние годы резко снизилась. В то же время достигнутых успехов явно недостаточно — для принципиального ускорения экономического роста в округе требуется реализация таких сложных и дорогостоящих проектов, как дорога, соединяющая Кавминводы и Черноморское побережье, или Аваро-Кахетинская дорога из Дагестана в Закавказье. Сегодня в федеральном центре есть, как минимум, принципиальное понимание необходимости этих проектов.

Главная магистраль
Наиболее значимым проектом в сфере дорожного хозяйства Северного Кавказа последних лет стала реконструкция федеральной автодороги М-29 «Кавказ», которая проходит от Краснодара до границы России с Азербайджаном по территории всех регионов СКФО за исключением Карачаево-Черкесии (ее общая протяженность составляет 1118 километров). Эта трасса была построена еще в 50-х годах прошлого века и к моменту образования СКФО пребывала далеко не в лучшем состоянии, интенсивность движения на ряде участков давно не соответствовала существующей пропускной способности. Первые серьезные результаты работы дорожников стали заметны в конце 2013 года, когда ФКУ «Упрдор «Северный Кавказ» ввело в эксплуатацию после капремонта сразу шесть участков федеральных трасс общей протяженностью 70 км. Работы по модернизации трассы М-29 развернулись сразу в нескольких регионах и включали как реконструкцию отдельных участков, так и создание фактически новых отрезков дороги. К примеру, в Дагестане работы на 817-827 километрах трассы «Кавказ» между Махачкалой и аэропортом «Уйташ» предполагали расширение дороги с двух до четырех полос, строительство новой развязки, путепровода, обустройство электроосвещения и т. д. Реконструкция этого участка, одного из наиболее загруженных на трассе «Кавказ» (в сутки через него проходит около 12 тыс. автомобилей), шла четыре года и завершилась в нынешнем феврале, стоимость реализации проекта составила 2,5 млрд рублей.

В Ингушетии нынешней осенью завершается реконструкция участка трассы М-29 протяженностью 13,1 км, на котором также проводится расширение дороги до четырех полос. Полностью работы на территории республики планируется завершить в 2020 году. Следующим этапом модернизации ингушской части магистрали «Кавказ» должно стать создание объездной дороги города Назрани.

В соседней Чечне капитальной реконструкции был подвергнут участок 612-622 км, который теперь представляет собой дорогу I технической категории с четырьмя полосами движения и расчетной скоростью движения 120 км/час. При модернизации участка была выполнена реконструкция мостов через реки Фортанга и Ачху, построены развязки в двух уровнях с путепроводом, а также подземный пешеходный переход. В ближайшие годы реконструкция трассы М-29 продолжится. В частности, сегодня компания «Стройновация», входящая в группу «Сумма» дагестанского бизнесмена Зиявудина Магомедова, работает сразу на трех участках дороги протяженностью около 42 км — в Ставропольском крае, Кабардино-Балкарии и Дагестане.

На Ставрополье ведется строительство 19 км четырехполосной трассы в обход Пятигорска, трех транспортных развязок, восьми путепроводов и моста через реку Подкумок, стоимость контракта составляет 5,55 млрд рублей. В КБР строятся новый участок трассы протяженностью 10 км, а также три моста и два путепровода (3,9 млрд рублей). В Дагестане предусмотрено
строительство четырехполосного участка протяженностью 12,5 км между горными хребтами, а также одного путепровода и двух мостов (4,02 млрд рублей).

строительство дороги.jpg

Запасные пути
Важным направлением дорожного строительства на Северном Кавказе в последние годы стало и развитие дорог, примыкающих к трассе М-29. Некоторые из этих проектов были начаты еще в прошлом десятилетии, но превратились в настоящие долгострои, и только после создания СКФО в их реализации наметился заметный прогресс. Именно так, к примеру, произошло с дорогой Ставрополь — Невинномысск, строительство которой из-за нехватки средств растянулось на 11 лет.

Наиболее проблемным местом этой дороги был оползневый участок длиной 5,3 км на подъезде к Ставрополю. Его реконструкция завершилась в конце 2010 года, общий объем затрат составил 2,4 млрд рублей, а пропускная способность новой дороги I технической категории — до 25 тыс. автомобилей в сутки. Еще одним долгожданным на Северном Кавказе проектом стала реконструкция дороги Р-215 Астрахань — Кочубей — Кизляр — Махачкала. Эта трасса, являющаяся участком международного транспортного коридора север-юг, долгое время находилась в плачевном состоянии, однако уже в скором будущем ее ждет фактически второе рождение. Основные работы развернулись на территории Калмыкии, где предусмотрено строительство двух новых участков общей протяженностью около 94 км, а также двух транспортных развязок с путепроводами. Открытый конкурс на сумму 7,147 млрд рублей по этому проекту выиграла уже упомянутая компания «Стройновация».

Туристические векторы
В январе 2015 года в Карачаево-Черкесии, вблизи поселка Московского, было завершено строительство первой очереди моста-эстакады через реку Кубань, который на сегодняшний день является самым протяженным на Северном Кавказе. Его длина — 816,5 метра, ширина каждой половины — 11,5 метра, а грузоподъемность — 100 тонн, что позволяет пропускать крупногабаритный тяжеловесный транспорт без ограничений. Строительство этого внушительного инженерного сооружения позволило КЧР решить сразу несколько проблем в транспортной сфере. Прежде всего, новая эстакада пришла на смену старому аварийному мосту через Ставропольский канал, движение по которому могло быть остановлено в любой момент. Во-вторых, мост позволил расшить одно из самых узких мест в дорожной сети республики, существенно облегчив жизнь туристам на пути к горнолыжному курорту Домбай. Реализация проекта была напрямую связана с именем нынешнего главы КЧР Рашида Темрезова, который в 2010 году, в момент начала строительства моста, возглавлял республиканское Управление федеральных автомобильных дорог. Первоначально первый пусковой комплекс моста планировалось сдать только в 2015 году, но дорожникам удалось существенно опередить график и завершить его еще в конце 2012-го. Еще два с половиной года потребовалось на второй и третий этапы. Возведение моста осуществлялось компанией «Волгомост», укладку дорожного покрытия производило ООО ИСК «Кубанское» — одна из крупнейших строительных компаний Карачаево-Черкесии.

Серьезные дорожные работы в республике развернулись и при строительстве нового всесезонного курорта в Архызе. Сначала новая дорога соединила сам Архыз с первым курортным поселком Романтик, где уже работают горнолыжные подъемники и несколько гостиниц, далее будут построены поселки Лунная поляна и Дукка, а конечной точкой станут кислые источники в Урупском районе (порядка 18 км от Архыза). Развитие дорожной сети для КЧР особенно актуально, поскольку по ряду причин республика изначально находилась в транспортном тупике. Сегодня благодаря проектам, реализованным за последние годы, эта проблема в значительной степени снята. Однако руководство Карачаево-Черкесии не оставляет надежды на то, что именно по ее территории пройдет новая транскавказская магистраль, соединяющая курорты Кавминвод с Черноморским побережьем.
Обсуждение данного проекта ведется уже много лет: впервые предложение построить дорогу из Черкесска в Адлер прозвучало еще в начале прошлого десятилетия. Пока замысел остается на бумаге, но уже имеет необходимую поддержку в федеральном центре, со стороны министра по делам Северного Кавказа Льва Кузнецова. С предложением связать единой дорогой курорты Кавминвод, Архыз, Домбай и Красную Поляну выступал и губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров.

Наконец, нельзя не вспомнить еще об одной новой дороге Северного Кавказа, призванной способствовать развитию туризма. Еще в 2008 году началось строительство трассы, которая соединит Кисловодск и северные склоны Эльбруса, где находится урочище Джилы-Су со знаменитыми термальными источниками. Общая протяженность дороги, проходящей по территории трех регионов (Ставропольский край, Карачаево-Черкесия и Кабардино-Балкария), составляет 72 километра, на ее создание было выделено более 2 млрд рублей. Появление этой дороги существенно сократит время экскурсий на Эльбрус для отдыхающих в Кавминводах.

Фруктовый коридор
Знаковый дорожный проект Северного Кавказа, реализация которого завершилась в последние годы, — Гимринский тоннель в Дагестане, связывающий горную и равнинную части республики. Если раньше дорога из Махачкалы в такие крупные села, как Гуниб и Хунзах, занимала, как минимум, четыре часа, то с появлением тоннеля ее удалось существенно сократить. Это принципиально важно для сельхозпроизводителей данной части Дагестана, ведь именно здесь находится главная зона выращивания фруктов.

Поэтому для фермеров Гимринский тоннель стал настоящей дорогой жизни. Его эффект проявился очень быстро: вскоре после открытия тоннеля интенсивность движения здесь выросла в три раза. Кроме того, этот объект открывает значительные перспективы для развития туризма в горном Дагестане. Гимринский тоннель считается самым длинным на Северном Кавказе, его протяженность составляет 4303 метра. Строить его начали еще в 1979 году с тем, чтобы обеспечить более удобный подвоз грузов для Ирганайской ГЭС, которую возводили неподалеку. Временная эксплуатация тоннеля началась в 1991 году, но затем его неоднократно закрывали из-за недоработок в конструкции, а также из-за проведения контртеррористических операций. В результате окончательная сдача объекта состоялась только 2 октября 2012 года.

В перспективе Гимринский тоннель может стать узловой точкой масштабного дорожного проекта, который мечтает реализовать нынешний глава Дагестана Рамазан Абдулатипов. Речь идет об Аваро-Кахетинской дороге, которая должна обеспечить более быстрый и надежный путь из России в Грузию и Армению, чем существующий сегодня. Военно-Грузинская дорога, пролегающая через Северную Осетию, известна своими непростыми погодными условиями, которые часто приводят к многокилометровым заторам. И это одно из главных оснований того, почему в Дагестане рассчитывают, что проект альтернативной магистрали будет поддержан на федеральном уровне. Кроме того, появление этой дороги должно способствовать созданию новых рабочих мест в горной части республики, что остановит отток населения в города на равнине. Замысел строительства дороги, соединяющей Дагестан с Грузией, существовал еще в середине XIX века, в советское время дорожное сообщение между двумя регионами существовало, но в 1991 году оборвалось. В середине прошлого года стоимость проекта Аваро-Кахетинской дороги протяженностью 470 км оценивалась примерно в 30 млрд рублей.