Кавказец — он и есть кавказец
В период становления кино, в частности в России, для зрителя черноокий красавец в черкеске всегда был однозначным «кавказцем». Кем был герой на самом деле — осетином, дагестанцем, грузином, армянином или абазином, не имело значения. Он был олицетворением гордого и воинственного Кавказа, экзотичным и притягательным. Ориентальная тематика пользовалась спросом, и с экранов, нахмурив брови и сжимая в руках кинжал, взирал представитель Кавказа, неизвестно как попавший в салоны столичной знати.
Немало кавказской молодежи, обучавшейся в столице, принимало участие в съемках новомодного синематографа и лелеяло надежду стать профессионалом в этом деле. Именно так звезды немого кино осетин Ладо Бестаев и армянин Амо Бекназаров оказались первыми кавказцами, сделавшими шаг к развитию настоящего «кавказского кино»: первый — в качестве актера, блистательно снявшегося в фильме Бориса Михина «Абрек Заур», а второй — в качестве режиссера, создавшего картину «Зарэ».
Тематика фильмов чрезвычайно импонировала идеям молодой советской страны: борьба угнетенных горцев с царскими властями. Первые кавказские фильмы снимались на кавказских студиях «Грузия-фильм» и «Арменфильм». И в этом тоже сказывался общий стереотип: Кавказ — это, в первую очередь, горы, и неважно, где они — в Армении или Дагестане. Там же, в Грузии, на студии Госкинопром, режиссер Владимир Барский экранизировал главу из романа Михаила Лермонтова «Герой нашего времени» — «Бэла. Человек-коршун». Классика, война, любовь. Понятно, что сентиментальных барышень на «фильму», посвященную борьбе с царизмом, никаким калачом не заманишь. Это знали кинематографисты, и поэтому идеи борьбы с угнетателями щедро перемешивались с трепетной любовной линией. Картины, вышедшие в 1928 году, заставляли таперов разучивать не только бравурные марши, но и грустные лирические мелодии. На фоне Гражданской войны героини «Элисо» (Николай Шенгелая, «Грузия-фильм») и «Джальма» (Арнольд Кордюм, «Украинфильм») встречают свою любовь, что характерно — не мусульманина. Говоря современным языком, налицо тема межнациональных и межконфессиональных отношений. Барышни плакали.
Апофеозом этой темы в кавказских фильмах первой половины XX века стала картина «Свинарка и пастух» Ивана Пырьева, вышедшая в 1941 году. Вся страна несмотря на войну с замиранием сердца следила за перипетиями отношений знатной вологодской свинарки Глаши и знатного дагестанского пастуха Мусаиба. Кстати, съемки сцен родного села Мусаиба проходили не в Дагестане, а в Кабардино-Балкарии, и закончились как раз в июне 1941-го. Можно сказать, что Пырьев открыл для кинематографистов КБР в качестве съемочной площадки: впоследствии там работало немало киносъемочных групп.
Первым фильмом о современной жизни Кавказа, снятым на Кавказе (в Кабардино-Балкарии), стал «Шарф любимой» режиссера Евгения Иванова-Баркова, вышедший в 1956 году. Взаимоотношения молодых кабардинских колхозников, видимо, не очень впечатлили массового зрителя, и картина не стала «нетленкой». В 1950-е годы вышли еще три ленты на кавказскую тематику. Грузинский режиссер Семен Долидзе на студии «Грузия-фильм» снял фильм о быте горного аула Осетии XIX века и любовной истории главной героини Фатимы. А московский режиссер Василий Журавлев, свердловские режиссеры Николай Жуков и Николай Поленков смогли организовать командировку своим сотрудникам на Кавказ: первый снимал в Кабарде картину о бывших солдатах Дикой дивизии, свердловчане же приехали в дагестанский аул Куппа, чтобы снять мелодраму «Тучи покидают небо». Кстати, этот фильм стал первым опытом в кино дагестанского композитора Мурада Кажлаева, который отмечал: «К своему первому фильму я написал столько музыки, что ее хватило бы на целых три картины».
Обычная любовная и историческая тематика начинает прирастать новыми темами. О сохранении традиций своего славного рода думает старый абхазец — герой ленты «Кто оседлает коня?» (Шота Манагадзе, «Грузия-фильм»). О том, как отстоять свое достоинство, размышляет осетин Чермен (Николай Санишвили, «Грузия-фильм»). О судьбе кавказской женщины повествует фильм «Горянка» (Ирина Поплавская, «Мосфильм»). Появляются музыкальные картины («Кубачинская свадьба» Тимура Султанова, «Пора красных яблок» Олега Николаевского), ленты для детей («Под знаком однорогой коровы» Хасана Хажкасимова), телесериал о буднях доблестной советской милиции на Кавказе («Раненые камни» Николая Засеева-Руденко, где свою первую роль сыграл тогда еще совсем не одиозный Никита Джигурда).
Но все же культовым фильмом о Кавказе в СССР становится «Кавказская пленница» Леонида Гайдая. Евгений Моргунов, Георгий Вицин и Юрий Никулин никак не тянули на образы стереотипных чернооких кавказцев. Как и Фрунзик Мкртчян. Да и Наталья Варлей была далеко не кавказская красавица... Картина снималась совсем не на Кавказе, а в Крыму, где до сих пор сохранился и никулинский орех, и здание киношного загса, и другие места. Тем не менее, зритель сразу и безоговорочно поверил в кавказские традиции, в достоверность кавказского быта того времени и во все, что предлагал ему Гайдай. Сила таланта — ничего не сделаешь!
Кавказский «Голливуд»
Первая киногруппа, побывавшая на Кавказе в 1930-х годах, снимала фильм... «Веселые ребята». Забавные сцены с участием джаз-оркестра под управлением Леонида Утесова режиссер Григорий Александров частично снимал в Абхазии. Накануне войны на Кавказ отправился вечный соперник Александрова Иван Пырьев. А в 1950-е годы регион стал активно осваиваться киношниками как удобная площадка для натурных съемок. Их притягивали яркое солнце, благоприятный климат, красивые пейзажи. Жители Кабардино-Балкарии, Абхазии и Дагестана нередко узнавали себя и своих близких в демонстрировавшихся на экранах страны фильмах. В селении Эль-Тюбо КБР шли съемки картин «Всадник с молнией в руке» и «Под знаком однорогой коровы» Хасана Хажкасимова. Красота Чегемского ущелья в КБР вдохновила кинематографистов снимать здесь художественный фильм «Земля Санникова» (режиссеры — Альберт Мкртчян и Леонид Попов, 1973 год). В ущелье, в том числе у водопадов, снимались эпизоды фильма Станислава Ростоцкого «Герой нашего времени» (1965-1966 годы).
В Абхазии, в Черкесской долине над Пицундой, снималась сцена схватки профессора Мориарти и Шерлока Холмса на фоне бурлящего водопада («Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» режиссера Игоря Масленникова). Создателям картины удалось разыскать небольшой водопад, который снимали с разных сторон и при монтажной склейке соединили в единое целое. Водопад, на экране кажущийся чуть ли не Ниагарским, на самом деле был не больше шести метров в высоту. В один из дней киношникам просто повезло — в горах прошел очень сильный дождь, водопад стал походить на настоящий, а не на тонкую струю. К вечеру он вернулся в свое обычное спокойное русло, но съемки провести успели.
В Дагестане были сняты фильмы «Горянка» Ирины Поплавской, «Пора красных яблок» Олега Николаевского, «Тайна синих гор» Асхаба Абакарова, «Талисман любви» Ислама Казиева и Анатолия Петрицкого. Лента «Сказание о храбром Хочбаре» Асхаба Абакарова и Михаила Ордовского снята на родине Хочбара в дагестанском селе Чох, а также на реке в окрестностях Гуниба и в ауле Хотода. Немалую роль в создании именно этой картины сыграл Расул Гамзатов. Умерший во время творческого процесса Абакаров успел снять всего половину фильма, и Гамзатов сделал все, чтобы довести его дело до конца: нашел режиссера, организовал финансирование...
(Продолжение следует.)
33 фильма о Кавказе, снятых в СССР в период с 1920-х по 1990 год
|
Год |
Название |
Режиссер |
Студия-производитель |
1 |
1926 |
«Абрек Заур» |
Борис Михин |
Госкино, Грузия |
2 |
1926 |
«Зарэ» |
Амо Бек-Назаров |
«Арменфильм» |
3 |
1927 |
«Бэла. Человек-коршун» |
Владимир Барский |
Госкинопром Грузии |
4 |
1928 |
«Элисо» |
Николай Шенгелая |
Госкинопром Грузии |
5 |
1928 |
«Джальма» |
Арнольд Кордюм |
«Украинфильм» |
6 |
1941 |
«Свинарка и пастух» |
Иван Пырьев |
«Мосфильм» |
7 |
1956 |
«Шарф любимой» |
Евгений Иванов-Барков |
Одесская киностудия |
8 |
1958 |
«Фатима» |
Семен Долидзе |
«Грузия-фильм» |
9 |
1959 |
«Лавина с гор» |
Василий Журавлев |
«Мосфильм» |
10 |
1959 |
«Тучи покидают небо» |
Николай Жуков, Николай Поленков |
Свердловская киностудия |
11 |
1963 |
«Кто оседлает коня?» |
Шота Манагадзе |
«Грузия-фильм» |
12 |
1965 |
«Осетинская легенда» |
Азанбек Джанаев |
Свердловская киностудия/ «Кинолюбители Северной Осетии» |
13 |
1966 |
«Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» |
Леонид Гайдай |
«Мосфильм» |
14 |
1970 |
«Чермен» |
Николай Санишвили |
«Грузия-фильм» |
15 |
1972 |
«Канатоходец» |
Владимир Голованов, Рафаэль Гаспарянц |
Северо-Осетинская студия телевидения |
16 |
1974 |
«Белый башлык» |
Владимир Савельев |
Киностудия им. Довженко |
17 |
1975 |
«Всадник с молнией в руке» |
Хасан Хажкасимов |
Киностудия им. Горького |
18 |
1976 |
«Сюрприз» |
Измаил Бурнацев |
Северо-Осетинская студия телевидения |
19 |
1977 |
«Кубачинская свадьба» |
Тимур Султанов |
Северо-Осетинское и Дагестанское телевидение |
20 |
1977 |
«Во всем виновата Залина» |
Роберт Меркун |
Северо-Осетинское телевидение |
21 |
1977 |
«Горянка» |
Ирина Поплавская |
«Мосфильм» |
22 |
1979 |
«Дюма на Кавказе» |
Хасан Хажкасимов |
Киностудия им. Горького |
23 |
1979 |
«Горская новелла» |
Илес Татаев, Измаил Бурнацев |
ЧГТРК «Грозный» |
24 |
1979 |
«По следам Карабаира» (телефильм) |
Рафаэль Гаспарянц |
«Владикавказтелефильм» |
25 |
1980 |
«Чегери» |
Измаил Бурнацев, Батрбек Дзбоев |
Северо-Осетинская студия телефильмов |
26 |
1981 |
«Пора красных яблок» |
Олег Николаевский |
Свердловская киностудия |
27 |
1981 |
«Тайна синих гор» |
Асхаб Абакаров |
«Ленфильм» |
28 |
1984 |
«Талисман любви» |
Ислам Казиев, Анатолий Петрицкий |
«Мосфильм» |
29 |
1986 |
«Под знаком однорогой коровы» |
Хасан Хажкасимов |
Киностудия им. Горького |
30 |
1987 |
«Раненые камни» (телесериал) |
Николай Засеев-Руденко |
Киностудия им. Довженко |
31 |
1987 |
«Сказание о храбром Хочбаре» |
Асхаб Абакаров, Михаил Ордовский |
«Ленфильм» |
32 |
1990 |
«Волшебная папаха» |
Измаил Бурнацев |
Северо-Осетинская студия телефильмов |
33 |
1990 |
«Тайна рукописного Корана» |
Рафаэль Гаспарянц |
«Владикавказтелефильм» |