Широко известный гражданам СССР лозунг «Догоним и обгоним Америку!» касался, оказывается, не только индустриализации. Состязание двух систем нашло отражение даже в кино: был в нашем синематографе свой Дуглас Фэрбенкс — кавказский актер осетин Ладо Бестаев. По мнению критиков, он превзошел заокеанскую звезду вестернов, хотя судьбы двух артистов во многом схожи.

Первый советский боевик
И Ладо, и Дуглас, блестяще воплотившие на экране образы защитников простого народа, романтических борцов за справедливость, начинали еще в эпоху становления кино. Они одновременно, в 1915 году, снялись в немых фильмах: Ладо — в «Огнепоклонниках» (съемки осуществили в Тифлисе французы), а Дуглас — в «Ягненке» (сценарист и режиссер Дэвид Гриффит). 

Ладо Бестаев, Дуглас Фэрбенкс.jpg

После дебюта Фэрбенксом занялись профессиональные продюсеры, а Бестаев довольствовался эпизодическими ролями у различных режиссеров, которых судьба случайно забрасывала в Грузию. Но даже в проходных картинах он смог сыграть так, что заставил говорить о себе как о восходящей звезде отечественного синематографа.

Мировая слава пришла к Дугласу и Ладо в 1926 году: первый сыграл главную роль в «Черном пирате», а второй — в «Абреке Зауре» Бориса Михина, который считается первым советским боевиком. Все опасные трюки Бестаев исполнял сам, чему был невероятно счастлив, и на протяжении съемочного процесса постоянно фонтанировал идеями. Из воспоминаний Татьяны Бестаевой, дочери: «В группе уже привыкли к смелости и необычайной ловкости Лади. Но однажды, в солнечный воскресный день, гуляя вдоль Терека, владикавказцы с ужасом увидели мчащегося на полном скаку через Терек горца в папахе и бурке да еще стоящего на голове. Как он это сделал, изумляло всех! А как Лади прыгал с коня в пропасть, со дна которой не было слышно шума горной речки, цепляясь в каком-то акробатическом прыжке за кустарники, планируя и ничего не ломая при этом!.. »

Сама природа
После выхода «Абрека Заура» в прокат успех был грандиозный. «Джигит, лихой танцор и стрелок, он наивно проделывает все трюки по-настоящему. Он их даже не репетирует», — писал журнал «Советский экран». Игра Бестаева выглядела настолько безупречной, что зрители безоговорочно верили происходящему на экране. 

Ладо Бестаев.jpg

В Баку во время демонстрации «Абрека Заура» в одном из кинотеатров произошел чрезвычайный случай: в зале раздались выстрелы, когда по ходу действия главного героя должны были казнить. Стрелявшим оказался начальник отделения милиции. Он не вытерпел, не дождался следующих кадров, где Абрек Заур спасается, и решил по-своему расправиться с царскими приспешниками.

Картину показали во всех странах и на всех континентах, о ней очень много писали. И хотя создатели советского вестерна не обладали мировыми именами, их работу приняли «на ура». А Ладо Бестаева американская критика окрестила «кавказским Дугласом Фэрбенксом», отметив, что «он влетел в кинематограф лихим джигитом». Отечественные же критики вообще превозносили талантливого осетина, явно отдавая ему предпочтение в противостоянии Фэрбенкс — Бестаев: «Фэрбенкс весь в тренировке, а Бестаев — сама природа!» Знаменитый киносценарист и литературовед Виктор Шкловский выразился еще проще: «Слава Богу, что Бестаев не похож на старомодного, балетного Фербенкса, ведь Бестаев — это ловкость пятипудового, сильного, красивого мужчины». 

Популярность Ладо росла, но он оставался простым и где-то даже наивным человеком. Из воспоминаний жительницы Владикавказа Лианы Чугуновой, соседки: «Я хорошо знала Володю Бестаева. Сложен он был, как Аполлон Бельведерский! Мы, маленькие девчонки, считали за счастье прикоснуться пальчиком до его мускулатуры. Он устанавливал очередь из желающих, играл с нами в прятки, всегда приносил или игрушки, или сладости. Бабушка моя его боготворила (он называл ее «маменькой»). Только ему разрешала взбивать тесто для кулича на Пасху. Никому не доверяла. Она была маленького роста, и он ее со смехом и шутками переносил на руках с места на место. Один раз бабушка ехала с базара на трамвае, и вдруг, как из иерихонской трубы, на весь трамвай: «Маменька, я здесь!» Публика его узнала и начала рукоплескать. А он схватил бабушку на руки и вынес из трамвая. В итоге сумка с продуктами осталась забытой в трамвае. Он был очень добрый и простой, никогда не хвастался своими успехами».

Особый жанр
После «Абрека Заура» Бестаев снялся на студии «Грузия-фильм» в приключенческой ленте Олега Фрелиха «Зелимхан», которая повествует об уходе в народные заступники чеченца Зелимхана и его друзей, ни за что оговоренных и помещенных в тюрьму. Смелые и правдолюбивые горцы, вырвавшиеся из застенков, противостоят режиму и несправедливости. 

Романтические герои, бурные страсти вызывают и по сей день пик эмоциональной и интеллектуальной взволнованности — катарсис, очищающий чувства и мысли зрителей. Вот цитата из газеты «Революция и горец» за 1929 год: «В Москве, в Ростове и в других городах Союза с большим успехом идет кинокартина о знаменитом чеченском абреке Зелимхане; в Ростове она идет уже два месяца... каждый вечер при громадном стечении зрителей... у театров толпа, и места берутся, что называется, с бою...» По мнению современных кинокритиков, при благоприятных обстоятельствах фильмы «Абрек Заур» и «Зелимхан» могли стать началом возникновения особого жанра — кавказского вестерна, поскольку драматургическая насыщенность, острота характеров и бури страстей в жизни Кавказа не беднее почвы, на которой вестерн закрепился в США.

Ладо Бестаев.jpg

Сценарий на всю жизнь
Потом в карьере Ладо случились главные роли в фильмах «Закон гор» и «Те, кто прозрел». А в 1930 году он решил попробовать себя в качестве режиссера — вместе с другом, художником Георгием Джемиевым взялся снимать картину «Дружба врагов». Ее героями были ингуш, чеченец и осетин. Но. когда было отснято уже более половины материала, произошло ЧП: отправленная на проявку заграничная кинопленка оказалось старой, с дефектом. Огромная работа пошла насмарку. И хотя коллектив решил начать все сначала, киностудия на дополнительные расходы не согласилась. Позже попал в автокатастрофу Джемиев... Сценарий «Дружбы врагов» до сих пор хранится у дочери Бестаева. «Папа с этим сценарием носился всю жизнь. Много раз его куда-то посылал. Все вроде нравилось, и все никак, — вспоминает Татьяна Владимировна. — Сценарий мне дорог, даже не знаю, что с ним делать. Пусть он наивный, его можно как-то переделать».

С приходом в кино звука карьера Ладо как актера закончилась: талантливый актер-самородок говорил с очень сильным кавказским акцентом. Впрочем, к тому времени он успел увлечься документалистикой. Работал на «Моснаучфильме», много ездил по стране, снимал юбилей «Магнитки». В 1944 году выступил одним из организаторов Северо-Кавказской студии кинохроники. Затем вернулся в Москву, к дочери.

Ладо Бестаев.jpg

Отец и дочь
В 40 лет Бестаев стал отцом. И, можно сказать, что именно дочь — великолепная актриса Татьяна Бестаева — была музой всей его последующей жизни. Ладо очень радовался успехам своей талантливой дочери, гордился, что она не просто умница, но и ослепительная красавица. Хотя... « Однажды, стоя за мной перед зеркалом, папа кокетливо сказал: «Все же я красивее тебя», — вспоминает Татьяна Владимировна. Бестаев до конца дней оставался очень артистичным и тщательно следил за собой: для поддержания формы и мускулатуры каждое утро подолгу занимался физическими упражнениями. Строго контролировал свой вес и постоянно преподносил дочери вырезки из газет и журналов на тему «Хочу быть стройной». Продолжал обращать внимание на молодых и привлекательных женщин и был в курсе всех модных веяний. 

«Из концертной поездки по БАМу я привезла папе джинсы. Это было время, когда иметь их считалось заоблачной мечтой, — делится Татьяна. — У папы округлились глаза, и он со свойственным ему акцентом буквально пропел: «Джииии...нсы?! Вах!» «Папе не нравился его увеличивающийся возраст, он всегда уменьшал свои годы, — продолжает дочь. — Однажды, приболев, он пошел к соседке (ровеснице Татьяны. — Прим. автора) вызвать врача по телефону и, закрывая рукой трубку, очевидно, на вопрос «Сколько лет?», оглянувшись, прошептал: « Около шестидесяти». А было уже все семьдесят!.. Отец всегда закрашивал седину. Как-то прихожу домой и вижу его обмотанного полотенцем. Говорит: « Сущий, покрасил волосы — рыжий, как таракан. Сделай что-нибудь». Пришлось спасать».

«Корвалол» и Корвалан
Несмотря на налет артистической мишуры, Бестаев оставался истинным кавказцем. К примеру, совершенно неожиданной для Татьяны стала реакция отца на ее роль стиляги Мэри в фильме «Иностранцы»: «Когда папа увидел фильм, то в ужасе заявил: «Что скажут на Кавказе? Отец играл народных героев, а дочь — проституток?» Он мне внушил, что это плохо, и я ходила, опустив голову, чтобы, не дай бог, не узнали!» Ладо имел золотые руки — умел все, начиная с починки обуви и заканчивая рисованием. Прекрасно фотографировал, играл на гитаре и, абсолютно не зная музыкальную грамоту, мог подобрать на рояле любую мелодию. «Папа прожил 90 лет, никогда не болел, — констатирует Татьяна. — Когда ему было 85, звонил мне и спрашивал: «Доченька, лекарство как называется — «Корвалан»?» Он был очень политизирован и путал «Корвалол» с фамилией политического деятеля Чили Корвалана. Я восхищалась им. На мои вопросы о самочувствии следовал неизменный ответ: «Как у молодого оленя!» Ну, разве это не чудо?» 

Ладо Бестаев умер в 1988 году в Москве, похоронен на Введенском кладбище. В следующем году звезде немого кино исполнится 120 лет. Его дочь надеется, что в Северной Осетии вспомнят о знаменитом земляке — откроют к юбилею музей или снимут фильм. Татьяна Владимировна готова передать все материалы, трепетно хранимые на протяжении длительного времени. 

Фильмография
Актерские/каскадерские работы Ладо Бестаева:
1915 г. — «Огнепоклонники», 1921 г. — «Сын гор» (главная роль), 1926 г. — «Абрек Заур» (главная роль), 1926-1928 гг. — «Зелимхан» (главная роль), 1927 г. — «Закон гор» (главная роль), 1927 г. — «Те, кто прозрел» (главная роль), 1930 г. — «Дружба врагов», 1931 г. — «Ануш».
Режиссерская/сценарная работа:
1930 г. — «Дружба врагов».