А в 43 года уже как режиссер снял фильм «Горец», получивший Большой приз жюри Международного кинофестиваля в Ашхабаде. Последняя его работа — фильм «Рудник», вышедший после 20-летнего перерыва в творчестве и отмеченный наградой в Италии. Джусойты — мастер спорта СССР, автор нескольких книг о сути мироздания, руководитель Школы жизни во Владикавказе.

И сценарист, и режиссер
Кинопроизводство в Северную Осетию пришло во время Великой Отечественной — тогда во Владикавказ эвакуировали ростовскую киностудию. Когда война закончилась, часть оборудования и специалистов остались там, потому что «наверху» посчитали целесообразным открыть филиал киностудии. А в 1960-е годы на местной студии телевидения образовалась собственная студия киносъемки. 

— Я мечтал быть в кино и отправился учиться во ВГИК, — вспоминает Мурат Джусойты. — Тогда целая группа осетин поехала. Кто-то поступал по направлениям от Северо-Кавказской студии кинохроники, кто-то, в том числе и я, — на общих основаниях. Сначала я окончил экономический факультет, потом — сценарный, уже заочно, работая на Одесской киностудии. А затем уже стал режиссером.

Фильмы, которые в конце 1980-х — начале 1990-х снимал осетин Джусойты на Одесской киностудии, знала вся страна. Он выступал сценаристом одного из самых кассовых фильмов того времени «Фанат» (о запрещенном в СССР каратэ),
продолжил тему в фильме «Человек в зеленом кимоно». А вскоре дебютировал как режиссер не менее нашумевшего фильма «Курьер на Восток».

фильмы Мурата Джусойты.jpg

У вас были хорошие коммерческие фильмы. Почему вы ушли в совершенно некоммерческое кино?
Меня тогда не знали, поэтому не дали бы снимать другие фильмы — философские притчи, наполненные идеями. Да я и сам не был готов к таким фильмам — в силу возраста, жизненных воззрений. А работая над некоммерческими картинами, я открывал для себя и в себе нечто новое, неизвестное.

В большинстве своих лент вы и режиссер, и сценарист. Это не обременительно?
Это удобно, потому что во время съемок я очень часто менял изначальный сценарий. Я учился делать кино. Мне всегда нравилось то, что все идет не совсем по моему плану, что можно внести коррективы, усилить какие-то акценты или даже поменять их. Это и есть творческий процесс.

Любите все делать сам?
Именно. Чтобы творчество не заканчивалось написанием сценария, а продолжалось и во время съемок, озвучивания, монтажа. Может, поэтому я и стал режиссером будучи сценаристом.

Желания и возможности
Первый фильм Мурата Джусойты («Фанат») — динамичный и захватывающий, а второй («Горец») — уже для другого зрителя: он тоже захватывает, но не динамикой действий, а погружением в атмосферу. В фильме же «Фарн» режиссер вообще ушел от массового зрителя, сняв кино на осетинском языке.
— История «Фарна» печальна, — рассказывает Джусойты. — Мы озвучили его, в 1995 году нам даже копию сделали на «Мосфильме». Нужно было выкупить готовый фильм за две тысячи долларов — по тем временам за не очень большие деньги. Но курс доллара менялся ежедневно: только найдешь спонсора на определенную сумму, только договоришься, как на следующий день она превращается в мизер. И опять — поиски денег, меценатов... За это время я устал физически и морально. Решил: все, когда выкупим, тогда и выкупим! В итоге исходные материалы потерялись... Когда лет через 15 мы начали искать их, обнаружили только копию на осетинском языке, которая хранилась у кого-то в сарае. Естественно, пленка почти растаяла. А ведь идеи, звучащие в «Фарне», актуальны и по сей день.

Почему вы стали снимать историческое кино? Вас не интересует современный Кавказ? К примеру, кавказские войны — целый пласт в отечественном кинематографе.
Я не могу снимать то, что хочу, по финансовым причинам, но в то же время не снимаю то, что не хочу. У меня были предложения, к примеру, снять фильм про 1990-е, но мне это было неинтересно, даже за деньги. Предлагавшие очень удивились — ведь я сидел тогда без работы.

Есть много профессионалов, которые хотят заработать любым способом.
Да. Но я ждал, когда мои желания и возможности совпадут. В моем первом коммерческом кино было все очевидно: проходили многочисленные экспертизы, начиная со сценариев: каким окажется зрительский и финансовый успех? А когда ты понимаешь, что вкладываешь усилия и средства в фильм, судьба которого неясна, то задумаешься: нужно ли это?

фильмы Мурата Джусойты.jpg

Вы искали «умных» инвесторов?
Искал. Но найти их трудно. В идеале хочется снять картину, которая была бы и коммерческой, и на высоком художественном уровне. Для этого нужно хорошо знать современного зрителя, который сильно отличается от советского: клиповое мышление, совсем другой ритм жизни, другие реалии.
К сожалению, сегодняшний зритель не любит думать. Образования порой не хватает: некоторые и Пушкина не знают. Я не смог работать на такого зрителя. Наверное, это явилось основной причиной моего двадцатилетнего молчания.

Это же почти четверть века! 
Чтобы снимать кино, нужно быть в системе. Мне предлагали переехать в Москву и делать карьеру там. Но я не люблю Москву, я остался на Кавказе, выпал из системы. При этом у меня были хорошие сценарии, в том числе о войне в Чечне, а точнее, о людях, которые остаются людьми в любой ситуации, на какой бы стороне баррикад они ни находились. Увы, средств не нашлось, и замысел остался нереализованным.

Внутренняя суть
Однако в 2014 году Мурат Джусойты прервал молчание и взялся за съемки исторического фильма на осетинском языке «Рудник», выступив одновременно и режиссером, и автором сценария. По его признанию, идея зародилась давно, а тут представился случай сначала перенести ее на бумагу, а затем запечатлеть на экране. Деньги выделили нескольких частных лиц. Они изначально поставили задачу показать героев, которые жили около двух веков назад, но могут служить примером для современников. Интересы инвесторов и художника совпали. В творческом процессе были задействованы около 50 человек — как профессиональные актеры, так и люди с улицы. Основные съемки проходили в селениях Фиагдон, Даргавс, Верхний Згид и Нар. Исторический срез в картине представлен без искажений — это подтвердили и профессиональные историки.

В чем философия фильма?
Русский ученый, разведывающий залежи руды в осетинских горах, и кабардинский аристократ становятся участниками
конфликта между семьями. События происходят в период усиления влияния России в Осетии. Здесь сталкивались различные интересы, в том числе религиозные, осуществлялась христианизация. На Кавказе уже шла война. Шамиль еще не был имамом, но был имам Гамзат, газават уже был объявлен... Жизненный уклад осетинского общества претерпевал кардинальные изменения — люди могли переселяться на равнину, в крепость Владикавказ. Знание русского языка давало возможность всякому индивиду оторваться от рода, от семьи и стать более независимым. В общем, бытие революционно меняло сознание. В фильме есть герои, представляющие традиционные ценности, и есть те, которые хотят идти в ногу со временем. В сегодняшней жизни происходит то же самое.

фильмы Мурата Джусойты.jpg

Снимая «Рудник», вы учили актеров говорить по-осетински...
Было дело... У меня снимался актер-кабардинец, с ним приходилось заниматься. И молодых актеров обучал, тем более, что они не актеры вовсе, а школьники. Но для меня работа с непрофессионалами не представляет труда, важно, чтобы их внешний вид и внутренняя энергетика отвечали моим замыслам. У меня существует разделение — актеры и артисты. Артисты — они по жизни артисты, сыграют кого угодно, а актеры — не играют, а живут.

Вы предпочитаете, конечно же, актеров?
Конечно. Актеры убедительны, их внутренняя суть соответствует внутренней сути моих героев. Иногда я даже кричу на актеров! Кино — довольно нудный процесс. Пока свет выставят, пока грим поправят — смотришь, а человек уже потерял нужную энергетику. Приходится приводить его в чувства...

Насколько известно, на каждый фильм вы набираете новую команду. Так было и на сей раз?
Да. На «Рудник» я вызвал из Одессы прекрасного оператора Александра Вотинова, с которым еще учился вместе. А остальных собирал непосредственно в Осетии. Проблема возникла, как всегда, со вторым составом: звукорежиссерами, гримерами, мастерами по свету... Вынужден был обучать их и даже сам выступать то в одном, то в другом качестве.

А как выбирали натуру?
У меня нет денег на декорации и достройки на натуре. Я хорошо знаю Осетию и всегда предполагаю, где буду снимать, еще на этапе написания сценария. Правда, сейчас в Осетии идет активное строительство современных зданий в горах. Даже если под старину строят, все равно фактура не та. Крыши другие. Приходится уходить выше в горы, чтобы провода не оказались в кадре.
Условия съемок «Рудника» были очень жесткие: на высоте, ветер, холод, дождь. Требовалось снимать быстро, успевать — натура уходила. Действие фильма происходит в течение двух суток, и мы сняли его за месяц — за апрель. 

P. S. Презентационные показы «Рудника» успешно прошли во Владикавказе, Сухуме, Цхинвале, Санкт-Петербурге, Москве. В широкий прокат картина еще не вышла.

Фильм «Рудник», 2015 год.
Автор сценария и режиссер-постановщик — Мурат Джусойты.
Оператор-постановщик — Александр Вотинов.
Композитор — Ахсар Джигкаев.
Художник-постановщик — Инга Кокоева.
Генеральный продюсер — Константин Битаров.
Актеры: Роберт Битаев, Асланбек Таугазов, Валерий Балкизов, Роберт Кисиев, Ольга Панкова, Давид Тогоев, Урузмаг Зассеев, Батраз Макиев, Артур Байцаев.
Картина отмечена наградами международных фестивалей «Золотая башня» (Ингушетия) и «Ланузей» (Сардиния, Италия). Дальнейшей ее судьбой занимается ООО «Ирмон».

Фильмография Мурата Джусойты
Автор сценариев к художественным фильмам «Фанат» (1989), «Курьер на Восток»
(1991) , «Человек в зеленом кимоно» (1991), «Горец» (1992), «Похищение Европы»
(1992) , «Рудник» (2015).
Режиссер-постановщик художественных фильмов «Курьер на Восток» (1991), «Горец» (1992), «Похищение Европы» (1992), «Фарн» (1995), «Рудник» (2015).
Режиссер документального фильма «Атлантида над облаками» (2001).