За первый год работы Владимир Васильев продемонстрировал принципиально новый для Дагестана подход к управлению — без громких деклараций и заведомо несбыточных планов. Вместе со своей правой рукой — новым премьер-министром республики Артемом Здуновым — он сосредоточился на локализации наиболее острых проблем и одновременно на выявлении здоровых очагов, способных реализовать богатейший потенциал региона.

Внеклановый кадровый призыв
Избрание в сентябре 2018 года главой Дагестана Владимира Васильева полностью сняло вопросы о том, зачем федеральный центр решил направить сюда политического тяжеловеса с 30-летним стажем работы в органах МВД и участием в трех созывах Государственной думы. Сразу после его назначения врио руководителя республики в октябре 2017-го много говорилось, что это временная фигура, которая пробудет в регионе, пока не произойдет согласование очередной кандидатуры из местного истеблишмента.
Однако прогнозы не оправдались: еще до получения постоянных полномочий главы Дагестана сроком на пять лет Владимир Васильев был признан экспертами одним из наиболее влиятельных руководителей российских регионов. Например, в исследованиях Центра информационных коммуникаций «Рейтинг» он регулярно входит в группу губернаторов с самыми высокими оценками, а в последнем рейтинге влияния глав субъектов РФ Агентства политических и экономических коммуникаций занял восьмое место.
Важнейшая задача, которую Васильев начал решать с первых же дней в новой должности, — формирование эффективной управленческой команды. В принципе, данный пункт стоит первым номером в повестке для любого нового руководителя региона, но Дагестан — случай особый. О необходимости решительной борьбы с клановостью заявляли практически все лидеры республики, но результаты были достигнуты не самые выдающиеся.
Именно это во многом и определило характер нынешнего назначения: никаких родственных, земляческих, деловых и прочих связей у Владимира Васильева в Дагестане нет. При этом он сразу дал понять, что не склонен к кадровым революциям. Значительная часть команды, доставшейся в наследство от предшественника Рамазана Абдулатипова, сохранила свои должности, хотя некоторые министры по-прежнему остаются в статусе врио.
Однако в целом неизбежная при смене власти кадровая ротация проходила в Дагестане по максимально жесткому сценарию. Уголовные дела против подозреваемых в коррупции чиновников возбуждались буквально пачками, и можно только удивляться тому, что некоторые руководители не расслышали неоднократных предупреждений Васильева: антикоррупционная кампания не ограничится разовыми акциями, борьба со злоупотреблениями будет вестись регулярно и системно.
Новые принципы формирования управленческой команды были заявлены в рамках открытого кадрового конкурса «Мой Дагестан», в котором приняли участие более 11 тыс. человек из разных регионов страны. После двух месяцев многоуровневых испытаний победителями признаны 54 управленца в возрасте от 23 лет до 51 года, среди которых оказалось немало дагестанцев, живущих за пределами родной республики.
«Для победителей мы подготовили 130 вакансий и позволим людям попробовать себя. Вы готовились, говорили о себе, и мы дадим вам такую возможность. Мы обязательно будем вас назначать на должности, на которых сначала вы будете временно исполнять обязанности, а через какое-то время будем решать вопрос о назначении», — заверил Владимир Васильев. В первый же месяц после завершения конкурса были трудоустроены 15 его победителей.
Инициативу руководства Дагестана поддержал первый заместитель главы администрации президента России Сергей Кириенко. «Первая и главная победа — вы не побоялись. Это всегда риск, это всегда вызов. Вы не побоялись, вы попробовали, вы доказали, что вы достойны», — заявил он, прибыв в Махачкалу незадолго до подведения итогов конкурса.

Дагестан.jpg

От периферии к центру
Еще одной проблемой Дагестана, напрямую связанной с пресловутой клановостью, являлось его выпадение из российского правового поля. Свои правила игры, не всегда понятные для внешнего мира, в республике существовали практически во всех сферах, где присутствуют значимые финансовые или статусные интересы.
Подобное положение дел все сильнее оттесняло регион на периферию в самом широком смысле — экономическом, логистическом и т.д. Хотя потенциал территории таков, что она имеет полное право находиться в группе лидеров — часто звучащее сравнение хронически отстающего Дагестана с успешным по всем меркам Татарстаном родилось отнюдь не на пустом месте.
«В Дагестан пришла вся Россия», — эта фраза, произнесенная Владимиром Васильевым в СМИ, явилась лейтмотивом первого года его работы. О том, что вывод республики с пагубной для нее траектории периферийного развития станет одной из главных задач новой команды, свидетельствует ряд шагов в экономической сфере.
Сейчас в Дагестане полным ходом ведется инвентаризация земель, находящихся в республиканской собственности. Без этого невозможно ни сформировать предложения для инвесторов, заинтересованных в работе на территории региона, ни разрешить многочисленные земельные конфликты, тянущиеся десятилетиями.

В процессе участвуют не только органы исполнительной власти, но и прокуратура. Уже к середине текущего года после ее вмешательства на учет было поставлено около 300 объектов государственного и муниципального имущества стоимостью около 100 млн рублей, сообщил в конце июля прокурор Дагестана Денис Попов, недавно переведенный сюда из Хакасии.
Решительные меры предпринимаются и в снабжении энергоресурсами. Долги республики за газ и электроэнергию измеряются десятками миллиардов рублей, и наведение в этой сфере порядка давно требует чрезвычайных действий.
Во второй половине лета в Дагестане состоялись самые масштабные за всю историю компании «Россети» учения энергетиков. Всего за месяц более 2 тыс. специалистов выполнили в республике десятилетний объем инвестиционной программы местного филиала «Россетей», обеспечив качество и надежность электроснабжения свыше 1 млн человек.
Заменено более 8 тыс. опор воздушных линий электропередачи, смонтировано 623 км ЛЭП, отремонтировано почти 400 трансформаторных подстанций, установлено более 21 тыс. интеллектуальных приборов учета электроэнергии. В конечном счете эти меры были направлены на снижение потерь в дагестанских энергосетях, достигающих критического уровня, и не в последнюю очередь на минимизацию человеческого фактора при учете потребления электричества. «Это только первый шаг на пути построения в республике современного электросетевого комплекса», — заявил руководитель «Россетей» Павел Ливинский.

Премьер напрокат
Необходимость ускоренного внедрения в Дагестане лучших практик других регионов прочитывается и в назначении главой правительства республики Артема Здунова, ранее занимавшего пост министра экономического развития Татарстана. Как сообщил Владимир Васильев в ходе утверждения кандидатуры премьера в Народном собрании РД, вопрос приглашения Здунова на новую должность был поставлен им лично перед татарстанским президентом Рустамом Миннихановым. Главным достижением Артема Здунова в период его работы в Казани считается эффективное развитие зон с особым налоговым статусом — территорий опережающего развития (ТОСЭР) в Набережных Челнах, Чистополе, Зеленодольске и Нижнекамске, особой экономической зоны (ОЭЗ) «Алабуга», проекта «Иннополис» и т.д. Список регионов, где за последние годы были созданы ТОСЭР или ОЭЗ, достаточно длинный, но лишь в единичных субъектах эти механизмы удалось сделать эффективными, и Татарстан в данном списке давно занимает первое место.
ОЭЗ «Алабуга», активно привлекавшая резидентов в период последнего экономического кризиса, по праву считается самым успешным примером в своем классе. В Дагестане попытки создания подобных территорий тоже предпринимались, но им неизменно не хватало, с одной стороны, серьезного лоббистского продвижения в федеральном центре, а с другой — грамотного управления на месте. Оба эти качества, как представляется, и содержит в себе фигура Артема Здунова.
«Социально-экономическая ситуация в Дагестане намного тяжелее, чем в Татарстане: республика живет на дотации, здесь большая безработица среди молодежи, есть проблемы с коррупцией, преступностью, клановостью, — комментирует известный казанский экономист, вице-президент Академии наук РТ Вадим Хоменко. — Такое положение никого не удовлетворяет, регион нуждается в импульсе развития. Выбор Татарстана как кадрового донора для Дагестана вполне объясним: республика на хорошем счету в Москве, ее инновационные подходы себя зарекомендовали, а федеральные инвестиции дают реальный результат. Так что назначение Артема Здунова можно рассматривать как попытку перенести татарстанский опыт на территорию Северного Кавказа. Новому премьер-министру Дагестана нужно быть одновременно и жестким, и гибким, реализовывать программы развития республики, четко расставляя акценты».

Инерция менталитета
Каждая перезагрузка власти в Дагестане, а за последние полтора десятилетия их произошло пять, рождала у жителей республики большие надежды на скорые перемены к лучшему, которые столь же быстро сменялись разочарованиями после первых неудач. Владимир Васильев пошел иным путем — обещаний экономического чуда или инвестиционного прорыва от него не услышали. Однако задача доведения сути проводимой в регионе политики до всех активных граждан от этого не утратила актуальность.
«Приступив к своим обязанностям, Владимир Васильев четко дал понять правительству: работать надо на благо населения, — отмечает политконсультант Арсен Абдурагимов. — Он с первых дней вник в ситуацию, прочувствовал народное негодование на фоне социально-экономического положения Дагестана, принял соответствующие меры и дал ясные наказы чиновникам. Жители республики приняли без особых возражений и полностью одобряют его начинания».
«Владимир Васильев проводит планомерную работу в отношении казнокрадов. Считаю, он действует правильно. Народ в большинстве своем это поддерживает, но ожидает и улучшения жизни. Однако проблем слишком много, и их сразу не решить, — подчеркивает председатель Координационного совета НКО Дагестана Шамиль Хадулаев. — Важно налаживание контактов с гражданским обществом: именно общественники знают обратную сторону работы чиновников и могут донести эту информацию до власти напрямую».

Топ-15 приоритетных инвестиционных проектов Дагестана

Проект

Локализация

Инвестор

Инвестиции, млрд руб.

Рабочие места

1

Строительство цементного завода мощностью 1,8 млн тонн в год

Карабудахкентский район

ООО «Дагцемком»

15,1

500

2

Создание агротехнопарка «АгроДагИталия» для производства птицеводческой, животноводческой и растениеводческой продукции

Бабаюртовский район

ООО «АгроИнвест»

14

5500

3

Организация производства серной и азотной кислот, концентрированных минеральных удобрений

Город Кизилюрт

ОАО «Дагфос»

11,1

250

4

Строительство завода по производству стеклотары «Анжи-Стекло» мощностью 720 млн усл. ед. в год

Кумторкалинский район

ОАО «Магистраль»

7,11

1550

5

Строительство нефтеперерабатывающего завода мощностью 1 млн тонн в год и парка хранения нефтепродуктов на 100 тыс. тонн

Город Махачкала

ООО «Дагестанские новые технологии»

7,1

500

6

Открытие судостроительного и судоремонтного завода, производство и монтаж стальных конструкций

Город Махачкала

ЗАО «Алмар Каспиян»

5,9

2600

7

Строительство агропарка с тепличным комплексом 100 га, молочно-товарным комплексом на 1200 голов и овощехранилищем на 10 тыс. тонн

Кумторкалинский район

ООО «АсераАгро»

5,6

1200

8

Создание индустриально-строительного комплекса «Каспийск», включающего кирпичный завод, заводы по производству сухих строительных смесей, газобетонных блоков и плит

Город Каспийск

ООО «Завод строительных материалов»

5,58

300

9

Строительство и реконструкция животноводческих комплексов на 10 тыс. голов КРС молочного направления

Кизлярский, Тарумов-ский, Бабаюртовский районы

ОАО «Кизляр-агрокомплекс»

3,7

612

10

Строительство завода по производству непрерывного базальтового волокна в объеме 12 тыс. тонн в год

Город Махачкала

ООО «НБТ-Дагестан»

3,1

900

11

Строительство экспозиционного центра общей площадью 26 381 кв. м

Город Махачкала

ООО «Инновационно-технологический центр «Горные ресурсы»

2,8

250

12

Строительство цементного завода мощностью 500 тыс. тонн в год

Город Кизилюрт

ООО «Евроресурс»

2,3

300

13

Реконструкция международного аэропорта Махачкала с проектированием нового аэропортового комплекса

Карабудахкентский район

ОАО «Аэропорт Махачкала»

1,99

105

14

Строительство тепличного комплекса площадью 20 га с использованием геотермальных источников энергии

Город Махачкала

ООО «Югагрохолдинг»

1,98

256

15

Строительство винно-коньячного завода и формирование на его базе виноградарско-винодельческого кластера

Город Дербент

ООО «Дербентский винно-коньячный завод»

1,8

57