В традиционном представлении Северный Кавказ едва ли ассоциируется с промышленностью, но упрямая статистика говорит о том, что это лишь расхожий стереотип.
Исследование крупнейших компаний СКФО, которое уже на протяжении четырех лет проводит аналитический центр «Эксперт Юг», демонстрирует, что именно промышленность формирует основу крупного бизнеса в регионе, причем ее доля стабильно увеличивается. Если в пилотном исследовании 2010 года на промышленность приходилось 44,4% совокупной выручки первой сотни компаний СКФО, то в прошлогоднем рейтинге ее доля составила уже 48,4%.
В значительной степени эта гегемония промышленности объясняется высокой ролью советского наследия. Большинство крупнейших промпредприятий СКФО — «Невинномысский азот», Невинномысский завод бытовой химии (ныне ОАО «Арнест»), завод «Ставролен» в Буденновске, карачаево-черкесский «Кавказцемент», «Кавказкабель» в городе Прохладном и другие — построены еще в эпоху СССР, а владикавказский завод «Электроцинк» вообще был основан в 1905 году.
Предприятий, построенных в последние годы с нуля, среди лидеров индустрии совсем немного. Самый яркий пример здесь — черкесский автозавод «Дервейс».
В то же время было бы в принципе неверно утверждать, что промышленность Северного Кавказа использует, в основном, советские резервы, поскольку практически все из перечисленных выше предприятий в последние несколько лет занимались модернизацией своих активов.
«Невинномысский азот», входящий в холдинг «ЕвроХим», в 2012 году завершил строительство первой в России установки стоимостью более 10 млрд рублей.
«Ставролен», принадлежащий «Лукойлу», реализует крупнейший на Северном Кавказе промышленный проект создания комплекса по переработке газа с месторождений Северного Каспия (140 млрд рублей).
«Арнест» в 2011 году при участии Корпорации развития Северного Кавказа начал в Невинномысске проект Национального аэрозольного кластера.
«Кавказцемент», в прошлом десятилетии вошедший в структуру холдинга «Евроцемент», с прошлого года ведет техническое перевооружение — новая технологическая линия производства цемента «сухим» способом стоимостью 8 млрд рублей сможет выдавать 4 млн тонн цемента в год.
«Электроцинк» с переходом завода под контроль уральского холдинга УГМК стал вкладывать в модернизацию примерно 1 млрд рублей в год.
Этот список можно продолжить.
Что же касается новых промышленных проектов, то здесь достижения более скромные. В момент образования СКФО приоритетным инвестпроектам на территории округа была обещана щедрая господдержка, в первую очередь в виде правительственных госгарантий по заемным средствам на их реализацию. И первый список претендентов на госгарантии, появившийся в октябре 2011 года, продемонстрировал зримый курс на новую индустриализацию Северного Кавказа.
Однако два года спустя из 20 проектов этого списка госгарантии реально получили не более десятка, а некоторые из заявленных проектов оказались «бумажными» инициативами. Тем не менее, и без госгарантий за последние два-три года в СКФО было введено в строй несколько новых промпредприятий, а несколько крупных индустриальных проектов сейчас находится в стадии реализации.
«Вестник» подготовил обзор по тем регионам Северного Кавказа, где процессы новой индустриализации уже хорошо заметны.
Карачаево-Черкесия: самая промышленная республика
Сегодня именно эту территорию можно без преувеличения назвать флагманом новой индустриализации Северного Кавказа: ведь именно здесь находится крупнейшее машиностроительное предприятие округа — автозавод «Дервейс».
Две важные особенности, отличающие «Дервейс» от ряда других лидеров индустрии СКФО: во-первых, завод не имел советской предыстории — он был построен с нуля в прошлом десятилетии; во-вторых, у него стопроцентно кавказская прописка — черкесское предприятие не входит в крупные российские холдинги. Важно также отметить, что «Дервейс» никогда не был обласкан господдержкой — это в чистом виде частная компания, созданная известной черкесской бизнес-династией Деревых на свой страх и риск, причем в будущее этого проекта поначалу мало кто верил.
Основной рывок «Дервейса» пришелся на 2010-2012 годы, за которые автозавод увеличил выручку с 3,492 до 13,32 млрд рублей, ворвавшись в первую десятку крупнейших компаний Северного Кавказа. По итогам 2012 года индекс промышленного производства в Карачаево-Черкесии составил 115,2% — это был один из лучших результатов в России, и основной вклад в него внес именно «Дервейс».
В прошлом году промышленность КЧР росла не так быстро, но в январе вице-премьер республики Евгения Ксенофонтова сообщила, что производство транспортных средств по итогам 11 месяцев выросло. Несмотря на падение продаж на российском авторынке в прошлом году на 5,5% основные марки машин, которые выпускает «Дервейс», Lifan и Geely, показали, по данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, рост продаж, соответственно, на 34 % и 55 %. В следующем году черкесский автозавод планировал выйти на результат, близкий к проектной мощности — 120-130 тыс. автомобилей.
КЧР можно назвать флагманом новой индустриализации СКФО: здесь находится крупнейшее машиностроительное предприятие округа — автозавод «Дервейс». Он не имел советской предыстории — был построен с нуля в прошлом десятилетии, и у него стопроцентно кавказская прописка — не входит в крупные российские холдинги.
На подходе в Карачаево-Черкесии еще несколько новых промышленных производств.
Одной из первых на Северном Кавказе госгарантии российского правительства получила компания из КЧР «Квест-А», заявившая проект строительства фабрики по переработке шерсти и производству пряжи с использованием инновационных технологий. Первая очередь предприятия была запущена еще в 2011 году, в дальнейшем планируется выпуск более 2 тыс. тонн продукции в год. Непосредственно на фабрике будет создано более 400 рабочих мест, но предприятие будет обеспечивать сырьем традиционную для Карачаево-Черкесии трикотажную отрасль, в которой в той или иной степени занято более 50 тыс. жителей республики.
Еще один проект КЧР, удостоенный госгарантий, — создание в Черкесске фабрики новосибирской группы компаний «Обувь России» стоимостью 1,4 млрд рублей. Договориться о реализации этого проекта в Карачаево-Черкесии главе республики Рашиду Темрезову удалось при поддержке полпреда в СКФО Александра Хлопонина.
На предприятии планируется производить до 1 млн пар обуви в год и трудоустроить порядка 600 человек. На данный момент подписан договор между Министерством финансов РФ, Внешэкономбанком, банком «МФК» и ООО «Обувь России» о предоставлении госгарантии на сумму до 686 млн рублей.
Ставропольский край: парковый метод индустриализации
Ноу-хау Ставрополья в новой индустриализации Северного Кавказа — привлечение промышленных инвесторов в создаваемые на территории края индустриальные парки. Этот процесс начался еще при губернаторе Валерии Гаевском (2008-2012 годы), который планировал покрыть сетью промзон нового поколения чуть ли не все районы региона.
В действительности полностью состоявшимся можно назвать пока только один подобный проект — индустриальный парк в Невинно-мысске, который по праву считается промышленной столицей Северного Кавказа. Во многом он состоялся благодаря активному участию прежнего мэра города Константина Храмова, который в конце прошлого года возглавил правительство Кабардино-Балкарии.
В числе резидентов Невинномысского промпарка значатся 12 компаний, которые реализуют проекты на общую сумму почти 12 млрд рублей, что позволит создать порядка тысячи рабочих мест. Ассортимент продукции чрезвычайно разнообразен: сэндвич-панели, вентиляционное оборудование, металлоизделия, стройматериалы, светодиодные лампы и т. д.
Куда более драматично складывается судьба второго по значимости индустриального парка Ставрополья — в городе Буденновске, на базе предприятия «Ставролен», в развитие которого «Лукойл» намерен вложить порядка 140 млрд рублей. Предполагалось, что строительство регионального индустриального парка в Буденновске позволит к 2020 году создать около 5,5 тыс. новых рабочих мест и давать более 10 млрд рублей налоговых поступлений в бюджеты разных уровней, для обеспечения резидентов парка энергией должен быть построен энергоблок мощностью 150 МВт.
Однако в реализацию этих планов уже дважды вмешивались форс-мажорные обстоятельства. В конце 2011 года на «Ставролене» произошел серьезный пожар, на ликвидацию последствий которого ушло больше года. В итоге выручка «Ставролена» в 2012 году упала в 2,6 раза, а объем производства продукции на нефтехимических заводах «Лукойла» сократился на 39%.
В феврале нынешнего года президент холдинга Вагит Алекперов и врио губернатора Ставропольского края Владимир Владимиров (много лет проработавший на предприятиях «Лукойла» в Сибири) подписали соглашение о реализации проектов на «Ставролене», в котором ранее заявленный объем инвестиций был подтвержден. Но всего через несколько дней после этого на предприятии произошел очередной серьезный пожар, последствия которого вновь могут отложить реализацию планов по созданию индустриального парка в Буденновске.
Кабардино-Балкария: в ожидании полимеров
Крупнейшим проектом новой индустриализации в КБР стал завод по производству чистых полимеров «Этана» стоимостью 15,7 млрд рублей, который будет выпускать продукцию для двух традиционных отраслей хозяйства Северного Кавказа — АПК (полимерную упаковку) и легкой промышленности (синтетическое волокно). Проект сложный и многоступенчатый, в его реализации принимает участие целый консорциум компаний с мировым именем, в том числе немецкий промышленный гигант ThyssenKrupp и крупнейший игрок рынка промышленного строительства Renaissance Construction.
У этого проекта — долгая и драматичная история. Еще в середине прошлого десятилетия его инициатор, бизнесмен Сергей Ашинов, планировал построить полимерное производство в Ставропольском крае, но не смог найти общий язык с инертным губернатором Александром Черногоровым Тогда было решено «приземлить» проект в Кабардино-Балкарии, где у Ашинова корни, к тому же тогдашний глава республики Арсен Каноков объявил курс на привлечение инвестиций.
О том, что в КБР планируется построить крупное химическое предприятие, впервые стало широко известно на конференции «Единой России» в Кисловодске в июле 2010 года, где обсуждалась стратегия развития СКФО и выдвигались первые соискатели госгарантий. От Кабардино-Балкарии была номинирована «Этана».
Подготовительная фаза реализации проекта заняла три года — требовалось найти подходящий участок, обеспечить его инфраструктурой (которая была построена в основном за счет средств Инвестфонда РФ), согласовать действия всех участников консорциума, подготовить заявку на предоставление кредита Внешэкономбанком и т. д. Старт строительству завода был дан в июне 2013 года, ввод в эксплуатацию намечен на 2016-й.
На самой «Этане» будет создано порядка 3 тыс. рабочих мест, но вокруг предприятия планируется сформировать особую экономическую зону, включающую главным образом предприятия по сельхозпереработке, которые должны обеспечить занятость значительно большего числа людей. Идея будущего агроиндустриального парка заключается в том, что сокращение расстояния между производителем и потребителями полимерной упаковки должно снизить себестоимость продукции пищепрома (по некоторым ее видам доля упаковки может составлять до 90 % себестоимости) и повысить ее конкурентоспособность.
А пока будущий флагман индустрии КБР строится, дела в промышленности республики идут далеко не лучшим образом. В прошлом году Кабардино-Балкария оказалась одним из худших российских регионов по показателям промышленной динамики — индекс промпроизводства, по данным минрегиона, составил всего 91,7 %, тогда как годом ранее КБР демонстрировала значительные успехи в индустрии.
Посетивший республику в январе министр регионального развития Игорь Слюняев был явно обеспокоен ситуацией в ее экономике. «Я просил бы попытаться понять приоритеты с точки зрения стратегии развития КБР, — обратился он к руководству республики. — Что вы считаете для себя доминантой в ваших подходах? Где вы видите конкурентные преимущества республики? Каким образом мы будем выстраивать наши отношения: федеральный центр и республика?»
Чечня и Ингушетия: рождение реального сектора
В силу хорошо известных причин две эти республики уже много лет пребывают в «хвосте» разнообразных рейтингов российских регионов. И если некогда хорошо развитая промышленность Чечни была разрушена двумя войнами, то Ингушетии от советского периода практически не досталось никакого индустриального наследства.
Однако за последние несколько лет ситуация изменилась. Хочется сказать «принципиально», но пока новая индустрия в этих двух регионах делает лишь первые шаги и еще должна выйти на траекторию устойчивого развития.
Крупнейшим промышленным проектом, реализуемым сейчас на территории Ингушетии, является создание кластера по производству строительных материалов нового поколения «Ин Ария» общей стоимостью 5,78 млрд рублей. Инициатором проекта выступила строительная группа «Ал Строй», созданная выходцами из Ингушетии и работающая на строительном рынке России более 20 лет (годовой оборот превышает 7 млрд рублей). В состав кластера войдут три крупных предприятия — домостроительный комбинат, завод ячеистого газобетона и завод сухих строительных смесей и энергоэффективных покрытий.
Предполагается, что рынком сбыта продукции станет весь Северный Кавказ, а в качестве основного потребителя рассматривается сегмент индивидуального жилищного строительства, традиционно популярный в регионе. Проект уже получил госгарантии правительства РФ, а ввод предприятий в эксплуатацию намечен на 2015 год, планируется создание более 1300 рабочих мест. Инициаторы «Ин Арии» рассчитывают, что проблем с персоналом у них не будет, поскольку у ингушей на Кавказе сложившаяся репутация народа строителей.
Кроме того, в республике не так давно был введен в строй крупнейший на территории СКФО мукомольный комбинат. Реализуется проект расширения производства местной минеральной воды «Ачалуки», для которого строится собственный стеклотарный завод. Рассматриваются возможности размещения сборочных производств.
Иными словами, фактически на глазах рождается реальный сектор экономики, хотя стереотипы о том, что в Ингушетии нет экономики, пока не изжиты. «Основной эффект, конечно, будет тогда, когда предприятия заработают, когда люди увидят построенные заводы и продукцию с маркой «Сделано в Ингушетии», — уточняет глава республики Юнус-Бек Евкуров. — Но для этого нужно время. У нас этот этап займет еще полтора-два года».
Если в Ингушетии ставка делается на привлечение в республику капиталов соотечественников, состоявшихся в бизнесе в других регионах, то в Чечне стараются скорее привлечь российских лидеров в своих отраслях. Правда, пока с переменным успехом.
Например, еще с прошлого десятилетия руководство республики пытается убедить компанию «Роснефть» в необходимости построить в Грозном нефтеперерабатывающий завод — в ход шли разные аргументы вплоть до жесткой критики деятельности чеченского филиала «Роснефти» со стороны главы ЧР Рамзана Кадырова. В конце минувшего года был объявлен тендер на проектирование предприятия, стоимость которого оценивается в 2,5 млрд долларов. Но в то же время президент «Роснефти» Игорь Сечин заявил, что если компании не предоставят налоговые льготы, то проект окажется экономически нецелесообразным.
Более реалистично выглядят планы по организации в Чечне кластера автопроизводителей. Первый опыт по созданию собственного автопрома в республике уже есть. В 2011 году в городе Аргуне была запущена сборка автомобилей «Лада Приора». И хотя объем производства пока далек от заявленных первоначально планов (4-6 тыс. машин в год при намерениях выпускать 70-80 тыс.), предприятие «Чеченавто» — один из немногих представителей реального сектора экономики республики.
Уже через несколько лет компанию ему может составить новое производство легких грузовиков — в начале этого года планы по его организации Рамзан Кадыров обсуждал в Грозном с президентом черкесского завода «Дервейс» Хаджи-Муратом Деревым и главой Московского индустриального банка Абубакаром Арсамаковым. В ходе встречи были названы беспрецедентные для экономики Чечни параметры проекта: 500 млн рублей инвестиций, 200 тыс. машин ежегодно и до 10 тыс. рабочих мест. Предполагается, что новый завод будет построен к концу 2015 года.
А незадолго до этого стало известно, что крупный проект может быть реализован и на базе «Чеченавто», где в январе побывала делегация южнокорейской компании Daewoo, с которой обсуждались перспективы расширения производства.
Дагестан: первые всходы новой индустриализации
Крупнейшим промышленным проектом, впервые за многие годы реализованным в самой крупной республике Северного Кавказа, стало строительство Каспийского завода листового стекла стоимостью 10,5 млрд рублей в 40 километрах к северу от Махачкалы.
Здесь, в районе поселка Тюбе Карабудахкентского района, была сформирована большая площадка для размещения промышленных предприятий, к которой за бюджетные средства подводилась транспортная и инженерная инфраструктура. Последняя как раз и оказалась слабым звеном в амбициозном проекте стекольного производства, за которым стоял самый богатый человек Дагестана Сулейман Керимов: из-за проблем с коммуникациями открытие завода несколько раз переносилось. В то же время изначально существовали серьезные гарантии того, что проект будет реализован — под ним подписался целый международный консорциум компаний, а кредитором выступил государственный Внешэкономбанк, который руководствуется весьма жесткими критериями отбора заявок на финансирование.
В обозримом будущем неподалеку от стекольного завода должны появиться еще два новых предприятия — завод по производству напольной керамической плитки компании «Мараби», получивший госгарантии федерального правительства, и текстильная фабрика турецкого холдинга «Нергиз». Последний проект стоимостью почти 850 млн долларов должен обеспечить массовую занятость жителей республики — предполагается создать порядка 5 тыс. рабочих мест.
Еще один крупный проект, который в прошлом году был внесен на рассмотрение во Внешэкономбанк, — организация автосборочного производства на махачкалинском заводе «Авиаагрегат».
В советское время Дагестан являлся одним из лидеров промышленного производства на Северном Кавказе — в республике было создано множество оборонных предприятий, многие из которых прекратили свое существование с распадом СССР либо резко сократили объемы продукции. Однако память о том, что Дагестан имел серьезный индустриальный потенциал, сохранилась. И не случайно, что новая индустриализация вошла в число десяти приоритетных проектов, предложенных республике ее новым президентом Рамазаном Абдулатиповым.
Дело осталось только за тем, чтобы сформировать портфель конкретных проектов. Пока их не слишком много, а реализация уже начатых несмотря на важную роль для экономики региона не приведет к серьезному росту доли промышленности ВРП Дагестана. Возвращение большой промышленности в экономику республики — задача многих последующих лет.