Молодой педагог уверена: можно сколько угодно изобретать новые методики, внедрять современные технологии, но в конечном итоге результат образовательного процесса зависит от учителя и его профессионализма. 

— Я родилась и выросла в селе Воздвиженском Апанасенковского района Ставропольского края. Оно насчитывало около 3 тыс. жителей, когда я училась в нашей большой и красивой школе. Очень люблю в нее возвращаться. И каждый раз, общаясь со своими бывшими учителями, понимаю, как много у них взяла. Во многом то, какой я педагог сейчас, зависит от моих вчерашних преподавателей.

Я поступила в Ставропольский государственный педагогический институт. На третьем курсе началась практика, где я познакомилась с сильными учителями-русоведами и смогла уже тогда вложить в свою копилку методы и приемы (и даже систему работы с правилами), которыми пользуюсь до сих пор: «6 шляп мышления», таксономия Блума, модульно-блочная схема подачи материала и многое другое. Первые уроки только укрепили уверенность: мой путь лежит в школу.

photo_2022-12-09_15-49-00.jpg

Именно в институте в двадцатилетней студентке увидели потенциал и выдвинули мою кандидатуру на конкурс «Учитель года» в номинации «Шаг в профессию». На протяжении всех конкурсных испытаний и очного, и заочного этапов я не была одна: мне помогали преподаватели, методисты, технический отдел и однокурсники.

Конкурс закончился победой, но это была не только моя победа. Наставники, которых я обрела еще в 2015 году, — Анна Владимировна Морозова, Александр Александрович Фокин, Евгения Игнатьевна Дворникова, — в 2021-м с такой же решимостью вышли со мной и на всероссийский этап уже в номинации «Лучший учитель». И он тоже закончился успешно — я вошла в пятерку лучших педагогов страны.

Но вернемся в 2015 год. Лицей № 14 города Ставрополя гостеприимно распахнул свои двери. Я стала учителем русского языка и литературы, классным руководителем — и с упоением окунулась в школьную жизнь. Здесь я тоже была не одна. Под чутким руководством директора Валентины Алексеевны Медведевой мне было не страшно делать первые шаги в профессии, получать опыт, реализовывать проекты. Кроме того, в лицее я обрела еще одного мудрого наставника — Любовь Петровну Бутенко, учителя русского языка и литературы, заместителя директора по учебно-воспитательной работе.

При всей быстроте, цифровизации современного мира, я уверена, важно иметь мудрую обратную связь от человека, отдавшего образованию больше лет, чем мне сегодня. Мы можем сколько угодно изобретать (а точнее адаптировать) новые/старые методики, осваивать технологии, внедрять приложения и гаджеты, но в сухом остатке урок все равно зависит от личности учителя и его профессиональных умений.


photo_2023-10-13_19-47-32.jpgНельзя сказать, что у нас с Любовью Петровной не было расхождения взглядов на структуру урока или способы взаимодействия с детьми. Но мудрость и опыт моего наставника позволяли найти то общее, что объединяло в нас старую и новую школу, традиции и инновации. Молодому специалисту нужно и важно обрести наставника в первые годы своей работы — это позволит не потерять себя в том океане информации, в том круговороте дел, которые охватывают его с 1 сентября любого учебного года.

Весомый вклад в нашу деятельность вносят также печатные издания: газеты, книги, журналы, в которых великие педагоги прошлого, настоящего и, я уверена, будущие великие учителя делятся своими находками, принципами работы, методами и приемами, которые уже успешно показали себя на практике. Огромным подарком стала для меня подшивка журналов «Русский язык в школе», которую я получила от коллеги в первый год работы.

Структурировать знания помогают и курсы повышения квалификации как региональных институтов развития образования, так и федеральных проектов, например Академии Минпросвещения России. Уже через два года я пошла на курсы повышения квалификации от Ставропольского краевого института развития образования и переподготовки работников образования, позже открыла для себя Фоксфорд, GeekBrains, Лекториум. В наше время для учителя, желающего заниматься самообразованием, практически нет ограничений.

Отрадный факт — непрерывность профессионального развития становится неотъемлемой частью нашей работы: само время, наши ученики и стремительное развитие окружающего мира определяют необходимость постоянно осваивать новое. Вот почему ответственность системы ДПО возрастает многократно.

Образовательные запросы педагогов в регионах касаются помощи в освоении цифровых инструментов, перехода на электронный документооборот, реальной работы с заданиями по функциональной грамотности, а не стократных лекций по теории. Практика — вот что должно становиться не только во главу методических принципов обучения детей, но и в основание профессионального развития учителя. Больше практики, стажировок, обмена опытом.

Педагогическое сообщество — важная составляющая в поддержке не только начинающего педагога. Наше время позволяет найти единомышленников за пределами своего города и региона. Успешно действует Всероссийское сообщество наставников-просветителей, в чьи ряды я вошла в прошлом году. Речь идет об учителях, активно ведущих блоги в социальных сетях, делающих образовательную среду не только экологичной, но и познавательной как для коллег, учеников, так и для родителей. Каждый из нас открыт для взаимодействия, вопросов и запросов аудитории.

Открытие в 2018 году собственного блога позволило мне не только быть полезной и делиться материалами, личным видением профессии, находками и открытиями, но и понемногу создавать прочную ступень диалога между старшим поколением и детьми. Через год мы с учениками организовали медиацентр лицея, ребята входили в мир социальных сетей и маркетинга под моим чутким вниманием и администрированием. Они показали себя только с лучшей стороны — в сборе материала, подходе к подготовке публикаций, статей, видеоэфиров. Кроме того, тексты и материалы учащихся позволили мне многое узнать о том, каким они со своей стороны видят мир, в котором живут, как к нему относятся, что их в нем интересует.

_21_0301_shramko.jpg

Юные журналисты оказали мне колоссальную и медийную, и просто душевную поддержку, когда в 2021 году я вышла на конкурс «Учитель года». Это был важный шаг, который буквально перевернул мою жизнь. Уверена, что педагогам нужно и важно участвовать в конкурсах — любых. Это дает возможность по-новому взглянуть на свою профессию, свой подход, свою индивидуальность в ней.

Но прежде всего конкурс — это люди. Прошло уже два года, а я продолжаю открывать для себя новые города, новые встречи, знакомиться с великолепными учителями, профессионалами своего дела, отдающими ему свое сердце. Конечно, это история и о наставничестве. Хочу выразить огромную благодарность организаторам конкурса, педагогам, с которыми мы проходили этот путь, и еще двум людям, без которых моего пути не случилось бы: Елене Петровне Букша и Елене Витальевне Иващенко. Возможно ли пройти конкурсный путь в одиночку? Возможно. Но если ты хочешь идти уверенно и далеко, важна команда.

 |