По сравнению с январем 2021 года количество вакансий в СКФО увеличилось на 66%, а резюме — только на 18%. Самой дефицитной для округа сферой является розничная торговля. На втором месте — продавцы-консультанты и кассиры, на третьем — водители. Оценка текущей ситуации, а также прогноз дальнейшего развития событий — в интервью с руководителем пресс-службы hh.ru Юг Екатериной Никифоровой.

Никифорова Катя_фото.jpg

Как прожил / пережил рынок труда Северного Кавказа 2023 год? Насколько сценарий его развития в нынешнем году отличался от сценариев предыдущих лет? Особенно если сравнивать с острой фазой пандемии и первыми месяцами специальной военной операции.

В целом из ситуации комфортного диапазона конкуренции на рынке труда СКФО в 2021 году (hh.индекс — 6,1 резюме на вакансию) в 2022-м даже с учетом начала СВО (5,3 — 7,6 резюме на вакансию) ситуация перешла в стадию дефицита сотрудников в большинстве профсфер — по итогам ноября 2023 года индекс конкуренции составляет всего 3,8 резюме, что говорит о нехватке рабочей силы. Теперь термин «рынок труда» приобрел эпитет «жесткий». Ситуацию еще называют рынком соискателя, когда не потенциальные сотрудники вынуждены «расталкивать друг друга локтями» в большинстве профсфер, чтобы получить заветное место, а работодатели делают все возможное, чтобы привлечь рабочую силу.

Компании в СКФО столкнулись с масштабным дефицитом работников во многих отраслях, и это долгосрочный тренд. Пять объективных факторов сыграли свою негативную роль на рынке труда: убыль населения, старение и убывание рабочей силы, дисбаланс в системе образования, эмиграция, мобилизация, уменьшение притока трудовых мигрантов из-за невыгодного для них курса рубля. Ко всему прочему в стране очень низкая мобильность — люди редко переезжают между регионами.

Если в начале 2022 года в СКФО был зафиксирован рост числа вакансий, то в конце февраля — начале марта их количество стало снижаться. В марте произошло снижение количества активных вакансий на 17% по отношению к февралю. Но даже учитывая это снижение, вакансий в СКФО в марте 2022 года было по-прежнему много — более 8700 предложений. Если посмотреть на ситуацию год спустя, то в марте 2023 года в СКФО было размещено уже 13 500 вакансий, в ноябре — 18 500. При этом резюме не подтянулись вслед за увеличением вакансий, а прирастали либо крайне медленно, либо вообще показывали отрицательную динамику.

2023 год во всей России и в СКФО в частности отметился беспрецедентным дефицитом кадров, когда количество вакансий резко росло вверх, а количество резюме — нет. По сравнению с январем 2021 года количество вакансий в СКФО увеличилось на 66%, резюме — только на 18%. Например, в самой дефицитной для округа сфере — розничной торговле (индекс конкуренции — всего 1,6 резюме на место) — количество резюме в 2023 году меньше прошлогодних ноябрьских значений на 20%, в продажах и обслуживании клиентов — на 10%, на столько же — в сфере административного персонала. И это притом что первые две профсферы являются и самыми востребованными на сотрудников у работодателей.

В качестве примера можно привести Ставрополье: на первом месте по востребованности у работодателей в уходящем году оказались менеджеры по продажам — компании открыли около 9 тыс. таких вакансий — 13% от всех предложений о работе в крае. По сравнению с 2022 годом спрос на sales-менеджеров увеличился на 61%, а средняя предлагаемая зарплата выросла на 7,5 тыс. рублей (до 57 тыс.).

На втором месте — продавцы-консультанты и кассиры: количество таких вакансий превысило 8,7 тыс. и достигло 13% от всех предложений о работе. Потребность компаний в продавцах увеличилась на 42% за год, а предлагаемые зарплаты — на 3,5 тыс. рублей и составили 32,2 тыс.

Третье место заняли водители, на которых в 2023 году приходится 8% вакансий на Ставрополье (более 5,2 тыс.). За год спрос на них вырос на 77%, а предлагаемые зарплаты рекордно увеличились на 23,3 тыс. рублей (до 73 тыс.). Зачастую здесь речь о водителях категории Е и водителях-курьерах.

Кроме того, в топ-15 по востребованности у работодателей вошли такие специализации, как оператор кол-центра и бухгалтер (5%), врач, повар, торговый представитель, администратор магазина и кладовщик (3%), директор магазина, упаковщик/комплектовщик, администратор, грузчик и курьер (2%).

В Кабардино-Балкарии количество вакансий в нынешнем году выросло на 87%, при этом медианная зарплата стала меньше почти на 1000 рублей (в 2022 году — 39 800 рублей, в 2023-м — 39 100).

В Карачаево-Черкесии увеличилось и количество вакансий (на 50% за год), и уровень медианной зарплаты (на 4700 рублей).

Такая же ситуация в Дагестане: +67% к вакансиям, +5000 рублей к медианной зарплате. В Северной Осетии похожие цифры: +74% и +3900 рублей. В Чеченской Республике — +79% и +1700 рублей. А в Ингушетии, например, количество вакансий выросло сразу на 97%, а вот медианная зарплата осталось прежней, как и в 2022 году, — 40 000 рублей.

продавец на кассе обслуживает покупателей.jpg

По признанию и представителей власти, и работодателей, сегодня все или почти все отрасли экономики России испытывают дефицит кадров, особенно квалифицированных, что затрудняет достижение поставленных производственных целей. Насколько остра эта проблема для Северного Кавказа? Какие отрасли нуждаются в специалистах больше всего?

По результатам ноября 2023 года hh.индекс по всему СКФО меньше минимального нормального значения — 3,8 резюме на вакансию, что говорит о дефиците соискателей. Однако в Чеченской Республике (индекс конкуренции — 8,4) уже соискатели конкурируют друг с другом за рабочие места, и компании могут позволить себе выбирать более подходящих кандидатов. В Ингушетии (7,1) и Дагестане (5,7) наблюдается здоровое соотношение между работодателями и соискателями, что свидетельствует об умеренном уровне конкуренции. В дефицитной зоне — Ставропольский край и Карачаево-Черкесия. Но даже при высоком уровне hh.индекса в ряде регионов СКФО есть дефицитные отрасли и специальности, в особенности представители рабочих специальностей и линейный массовый персонал. В Чеченской Республике это операторы кол-центра (1,5 резюме на вакансию), слесари/сантехники (2,3), сварщики (2,7), маляры/штукатуры (3,0), автомеханики (3,5), водители (3,6).

Еще пять лет назад многие компании очень неохотно брали молодых специалистов без опыта либо с небольшим опытом, в также специалистов 45+, но сейчас, если верить экспертам, картина сильно изменилась: кадровый голод заставляет владельцев бизнеса отказываться от прежних стереотипов. Вы согласны с такой постановкой вопроса? Какова здесь картина по России в целом и по СКФО в частности?

На фоне усиления нехватки кадров в некоторых сферах работодатели становятся более лояльными к соискателям без опыта работы, а также к людям более старшего возраста, в частности в сферах розничной торговли, административного персонала, гостеприимства и других. Это единственно верная стратегия в работе с персоналом в принципе — подбор без каких-либо ограничений, по возрасту, полу и т.д. Сейчас в моду входит skill-based подход, когда подбирают сотрудников исключительно по их навыкам.

Что же касается молодых специалистов без опыта или с минимальным опытом, постепенно работодатели начинают обращать больше внимания на soft skills выпускников — так называемые мягкие навыки (лидерство, эмоциональный интеллект, стрессоустойчивость, планирование и организация и т.д.). Тем более что сейчас в вузах страны через платформу «Россия — страна возможностей» студенты могут проходить тестирование, узнавать уровень владения такими компетенциями и прокачивать их, а полученный в итоге паспорт компетенций теперь размещается и на hh.ru (совместный проект с «Россия — страна возможностей»), чтобы облегчить трудоустройство выпускников и дать им дополнительные бонусы на старте карьеры.

продавец-консультант в магазине электроники.jpg

Еще один тренд, на который обращают внимание эксперты, связан с тем, что при поиске специалистов многие работодатели, желая закрыть вакансии, снижают планку: они готовы брать людей с минимальным опытом либо вообще без опыта, включая студентов и даже школьников. Так и есть? Если да, то для каких сегментов экономики это характерно в большей степени, а для каких — в меньшей?

Под влиянием частичной мобилизации и кадрового голода работодатели стали чаще приглашать на собеседование женщин, соискателей более старшего возраста и кандидатов без опыта работы (снижение всех видов дискриминации (пол/возраст — в среде как возрастных соискателей, так и очень молодых). Пример: в Ставропольском крае за весь 2022 год было опубликовано более 26 000 вакансий для сотрудников без опыта работы, за 2023-й — 45 000, в Чеченской Республике за 2022 год — 1300, за 2023-й — 2600.

Изменились ли за последнее время ожидания соискателей вакансий на Северном Кавказе? Насколько оправдано думать, что человек, находящийся в поисках работы, готов «демпинговать»?

За 2022-2023 годы зарплатные ожидания у жителей СКФО росли, однако работодатели не воплощали ожидания в реальность. Разрыв между ожиданием и предложением колебался от 5000 до 10 000 рублей. Средняя предлагаемая зарплата в ноябре 2022 года — 33 852 рубля, в ноябре 2023-го — 40 415. Средняя ожидаемая зарплата в ноябре 2022 года — 40 000 рублей, в ноябре 2023-го — 50 000.

Прогнозы экспертов неутешительны: в последующие годы кадровый дефицит в стране продолжит нарастать. В связи с этим какой вам видится картина на рынке труда России в целом и СКФО в частности в горизонте хотя бы двух-трех лет? Как, по вашему мнению, будут себя вести работодатели и соискатели?

Служба исследований hh.ru, крупнейшей российской платформы онлайн-рекрутинга, провела в ноябре 2023 года опрос среди работодателей в СКФО и РФ из ключевых сфер бизнеса и выяснила, какие ожидания у них от рынка труда в наступающем 2024 году. Большинство компаний (63%) намерены повысить оклады сотрудникам в новом году, чаще остальных к этому готовы представители крупного бизнеса (71%). Работодатели из сфер машиностроения и оборудования (78%), добычи и переработки ископаемых (70%) и строительства (66%) в большей степени собираются поднять зарплату. В то же время чуть больше половины ИТ-компаний (53%) планируют увеличить оклады.

Кроме того, почти три из четырех компаний ожидают повышения затрат на персонал в 2024 году. Примечательно, что 80% бизнесов с численностью сотрудников от 501 до 1000 человек готовы к этому. Подавляющее большинство представителей гостиничного и ресторанного бизнеса (94%) ожидают увеличения затрат на персонал в новом году. Следом идут работодатели из ретейла (86%) и машиностроения (76%) и FMCG (73%).

Основная часть компаний (62%) ожидает роста численности персонала, особенно представители малого (63%) и среднего (64%) бизнеса. 84% компаний из сферы машиностроения ожидают увеличения штата сотрудников. Также планируют нанимать новый персонал компании из ИТ (69%), строительства (66%), финансов (64%), услуг для бизнеса и населения (59%).

Интересно, что, несмотря на планы по приему новых сотрудников, большинство (64%) респондентов абсолютно согласны с утверждением, что дефицит кадров останется фундаментальной проблемой рынка труда в 2024 году. Наибольшая доля согласных с этим утверждением среди представителей сфер строительства, гостиничного бизнеса и розничной торговли.

Кроме того, компании поделились оценками своего положения на рынке в новом году. Больше трети (38%) строят оптимистичные прогнозы. Это лучший показатель за последние три года. Так, в 2021-2022 годах лишь каждая десятая компания была настроена позитивно. Чаще остальных оптимистичные прогнозы строят представители малого бизнеса (46%) и корпорации (40%).

В топ-5 компаний по отраслям, позитивно настроенных на 2024 год, вошли представители финансовой сферы (47%), машиностроения (38%), услуг для бизнеса и населения (34%), строительства (27%) и FMCG (25%). Среди ИТ-компаний лишь каждый пятый представитель (23%) оценивает позитивно свое положение в новом году.

Привлекать персонал будут зарплатами и улучшением условий труда — тренд на человекоцентричность бизнеса разгоняется, за лидерами рынка подтягиваются и компании меньшего размера. Правило хорошего тона сейчас — проводить опросы в коллективе, чтобы узнать, что нужно самим сотрудникам. Запросы могут разительно отличаться. Например, в зависимости от среднего возраста сотрудников: чем моложе, тем больше ожиданий программ ментального здоровья и частичной или полной оплаты занятий спортом; чем старше, тем интереснее программы соцподдержки, ДМС, санаторно-курортное лечение.

Скорее всего, в 2024 году будут увеличиваться вакансии, связанные с нейросетями. Рост начался уже в 2023-м. Например, в СКФО в нынешнем году появилось 350 подобных вакансий, в прошлом их было только 10. Как правило, специалистов, знающих, как работать с нейросетью, или для ее развития ищут работодатели из ИТ-сферы: 19%, или каждая пятая вакансия, с начала 2023-го за год спрос на таких специалистов в этом секторе увеличился на 94%. Также по доле вакансий для таких специалистов в топе лидеров оказался финансовый сектор (9% вакансий, на 92% больше прошлогодних показателей). Испытывают спрос в подобных работниках СМИ, маркетинговые агентства, образовательные учреждения, сфера ретейла.

Чаще всего работодатели ищут тренеров для нейросетей. А эта работа связана с высокой долей рутинных операций, требует навыков обработки большого объема информации и текста, поэтому, как правило, работодатели предусматривают удаленный формат и неполную занятость в течение рабочей недели. Зарплаты в таких вакансиях — на уровне 50-90 тыс. рублей.

В связи с кадровым голодом работодатели, особенно крупные, пытаются найти регионы с избытком рабочей силы (спойлер — их нет, но есть субъекты в СКФО, где по ряду профобластей наблюдается нормальная ситуация с персоналом, и она ухудшается месяц к месяцу). Поэтому крупные и не только компании публикуют вахтовые вакансии и предложения с релокацией в регионах с высокой рождаемостью или с большим притоком населения (СКФО и ЮФО соответственно). Так что и в 2024 году работодатели продолжат попытки «вербовать» сотрудников на Северном Кавказе для работы вахтой или будут готовы предлагать релокационные пакеты и перевозить специалистов по стране и даже за ее пределы. Для примера: за весь 2022 год в Дагестане было опубликовано 400 вакансий с пометкой «вахта», в 2023-м — более 1200.

 |