В условиях стремительно растущего турпотока этот вопрос требует решения в приоритетном порядке параллельно с обустройством туристических локаций, полагает генеральный директор компании «Центр развития рекреационных территорий «Новые горизонты» (ГК «Альянс Марин Девелопмент») Ольга Шебзухова.  

Успешное замещение зарубежных турпродуктов

— Я с детства связана с турсферой. Мне повезло окончить Сочинский государственный университет туризма и курортного дела. Тогда его название звучало несколько забавно, а сейчас вуз — важное учебное заведение, готовящее специалистов для различных отраслей.

Я, родившаяся и выросшая в Сочи, видела трансформацию этого международного курорта, который начал свой путь еще в советские времена. Поэтому у меня есть представление о том, как должен развиваться внутренний туризм. Когда говорят, что его рост в России не мог быть предсказан несколько лет назад, я не согласна.

Хорошо, что мы повернулись в сторону внутреннего туризма, и это было ожидаемо, так как у нас уже была достаточно хорошо развитая туристическая инфраструктура. В СССР все регионы имели базы для туристов, отели, санатории, расположенные по всей стране. Многие из них сегодня нуждаются в модернизации и восстановлении.

Есть регионы, которые раньше не рассматривались как туристические, но теперь они азартно включаются в эту сферу, например Магаданская область. Однако юг и северо-запад всегда будут привлекательными для туристов. Сейчас мы замещаем турпродукты, которые были популярны у россиян, такие как Финляндия или Турция. Однако очевидно, что у нашей страны есть огромный потенциал для развития и внутреннего, и въездного туризма, и мы обладаем ресурсами и силами, чтобы его развивать. Это здорово.

работники ресепшена в гостинице встречают туристов.jpg

Хорошая зарплата как главный аргумент для молодежи в пользу работы в туротрасли

— Тем временем туротрасли не хватает кадров. Эта проблема актуальна не только в России, и я хотела бы взглянуть на нее с точки зрения не только подготовки персонала, основываясь на собственном профессиональном опыте, но и обеспечения работников социальными благами.

Также хотела бы обратить внимание на сокращение сроков обучения специалистов для индустрии гостеприимства. Согласна с этим и часто слышу от представителей бизнеса, что они готовы обучать сами, поскольку ожидать подготовки официантов три-четыре года слишком долго, особенно если мы знаем, что частные компании могут подготовить персонал за несколько месяцев.

Мы сами являемся партнерами университета и колледжа в Сочи, которые выпускают специалистов в гостиничном деле и гостиничном сервисе. Но я вижу, что эти профессии не являются престижными для студентов. Баллы для поступающих очень низкие, а мотивация у учащихся также не всегда явная. Они выбирают путь наименьшего сопротивления. Некоторые студенты вовлекаются в процесс обучения, некоторые нуждаются в стимулировании и участии в различных мероприятиях. Здесь необходимы совместные усилия. Я уверена, что через годы молодые люди начнут видеть престижность профессий из туристической сферы, так же, как это было с дизайнерами или юристами. Думаю, через некоторое время мы заметим их интерес, когда станет понятно, что зарплата хорошая и сама работа очень интересная.

турбаза.jpg

Решение проблемы жилья для персонала на этапе проектирования и строительства туробъектов

— Мы видим, что в регионах, где отмечается взрывной рост туротрасли, привлекательность для инвестиций также заметно увеличивается. Сегодня я наблюдаю, что создание новых туристических объектов связано с замещением или развитием собственных проектов, таких как строительство гостиниц, турбаз, отелей, глэмпингов и т.д. Однако в данном случае не всегда осуществляется качественная оценка продукта, который должен получиться в результате. Возведение объектов часто не соответствует нормам и не обеспечивает стандарты, установленные западными брендами, включая социальные и технологические требования, необходимые для персонала.

Недавно мы обсуждали этот вопрос с отечественными операторами, такими как «Космос Групп», «Азимут», «Алеан», и другими новыми брендами, которые появляются все чаще. На данный момент стандарты, которые нужно обеспечить для работы персонала, не вполне удовлетворяются с самого начала проектирования и строительства объектов. Однако построить жилье для персонала становится сложной задачей. Например, в Краснодарском крае, где сейчас большая проблема с его строительством, которое не было учтено в стратегии развития региона.

У бизнеса решение вопроса обеспечения персонала жильем также откладывается, так как его стоимость в регионах, привлекательных для туристов, таких как Краснодарский край или республики Северного Кавказа, превышает возможности предприятий или зарплаты самих сотрудников. Эта проблема связана с планированием территории и градостроительством. К сожалению, в некоторых субъектах нет жилья, которое было бы предусмотрено в стратегиях развития. Мы стимулируем развитие туризма, строя тысячи современных отелей, но не предусматриваем жилье для персонала в той же мере. Возникла такая же проблема, как с Красной Поляной, Махачкалой, Санкт-Петербургом и Ленинградской областью, где трудно найти жилье для аренды, и это создает дополнительную нагрузку на работодателя.

макет нового курорта «Новая Анапа».jpg

Обеспечить социальные условия для работников обслуживающих предприятий

— Градостроительство — это математика. Если мы сравним с нормативами, с советской и современной международной практикой, то поймем, что для обслуживания одного отдыхающего в качественном отеле или санатории потребуется полтора, два и более сотрудников. Также необходимо учесть, что на территориях, где туристическая база является градообразующей, должны существовать и другие организации, обслуживающие город, такие как школы, детские сады, больницы и предприятия транспорта. Если мы увеличиваем количество сотрудников в сфере туризма, это негативно сказывается на других сферах.

К примеру, в Красной Поляне проблема заключается в отсутствии жилья для персонала. Туризм развивается, но специалистам негде жить, поэтому они проживают на смежных территориях. Однако в местных школах нет учителей, поскольку никто не думает о том, как компенсировать дорогое жилье для них. Таким образом, нужно обеспечить социальные условия для специалистов и их семей, включая детей и пенсионеров.

Учителя выходят за рамки нашей темы. Однако, говоря о специализированных сотрудниках, надо помнить, что существуют еще градообразующие и обслуживающие предприятия, а также население, которое нельзя назвать самостоятельным: дети и пенсионеры, являющиеся частью семей специалистов, работающих в сфере туризма. Естественно, для них тоже необходимо обеспечить социальные условия. Иначе никто не поедет, если не сможет отправить в школу своего ребенка или поместить на лечение в больницу своих родителей.

Таким образом, на мой взгляд, это вопрос регулирования комплексного развития территорий, которое уже хорошо регламентировано в отношении строительства жилых комплексов. Мы видим, что сфера жилой недвижимости трансформируется и развивается, включая строительство школы, детских садов и больниц. Однако я предлагаю также рассмотреть проект на уровне правительства: включить в него Министерство строительства и Министерство экономического развития России для комплексного развития рекреационных территорий.

Сейчас звучат предложения: «Давайте предусмотрим в рамках развития туристических территорий создание парков, набережных и т.д.». А я бы добавила в понятие «комплексное развитие туристических территорий» не только формирование гостиничной базы и общественных пространств, но и частичное обеспечение персонала жильем, а также социальным обслуживанием. Кроме того, необходимо учесть коммерческую составляющую, чтобы бизнес-модель была успешной.

Мы анализировали данный подход с нашими специалистами при разработке стратегии, и я считаю, что он может быть применим к разным территориям с разной плотностью населения. Сейчас мы видим, что даже ранее непривлекательные для проживания территории становятся привлекательными благодаря развитию туризма и привлечению внимания к ним.

глэмпинг.jpg

Участие в процессе туристической трансформации территорий местных жителей

— Еще один момент — вовлечение местных жителей в процесс туристической трансформации территории. Очень важно иметь поддержку населения, которое может почувствовать себя неудобно, когда турпоток увеличивается, особенно если бизнес развивается спонтанно, нарушая привычный образ жизни местных жителей. Необходима работа с ними. Также важно, чтобы образование и институт гостеприимства давали возможность населению адаптироваться к росту туризма. Например, во время подготовки к Олимпиаде 2014 года каждый житель Сочи знал, как общаться с гостями и быть гостеприимным. Бизнес часто возлагает надежды на местных жителей, которые не всегда могут стать потенциальными кадрами для туротрасли. Например, мы узнали, что население одного из субъектов стало избалованным и предпочитает сдавать жилье в аренду, не вкладывая усилий в свою профессиональную деятельность. Это относится не только к туристической, но и к другим сферам. Здесь возникает проблема отсутствия рабочей силы в регионе в принципе. Поэтому необходимо активно развивать институт гостеприимства и обучать местных жителей, чтобы они могли работать в данной отрасли.

Вывод: мы должны продолжать развивать туризм в России, но волнующие вопросы, такие как обеспечение персонала жильем и социальными благами, нужно решать с учетом будущих потребностей. Наша страна имеет огромный потенциал в турсфере, и сегодняшние успехи — только начало.

Текст: Ольга Шебзухова