Станислав Викторович, в начале года утверждены модели развития субъектов Северного Кавказа, обеспечивающие наращивание их экономического и экспортного потенциала. Как вы оцениваете экспортный потенциал СКФО?

Экспорт продукции предприятиями СКФО в 2021 году достиг рекордного значения за все годы статистического наблюдения. По сравнению с 2020 годом он вырос на 36% и превзошел допандемийные показатели. Потенциал для дальнейшего увеличения имеется. В СКФО есть как крупные экспортеры, так и средние, малые предприятия, активно занимающиеся экспортной деятельностью. Еще больше предприятий, желающих начать заниматься экспортом. То есть потенциал такой, что в перспективе можно говорить о кратном росте экспорта без ущерба для внутреннего рынка.

Насколько этот потенциал реализуется субъектами СКФО? В каких отраслях наиболее активно?

Более 85% стоимостных объемов экспорта в 2021 году пришлось на Ставропольский край. Доля Северной Осетии — 7%, Дагестана — 4%. Остальные республики Северного Кавказа дали около 1% каждая. В отраслевом разрезе это прежде всего химическая промышленность — удобрения, косметическая продукция, а также агропромышленный комплекс — как сырье, так и продукты его переработки, в том числе готовые изделия — продукты питания. Значительная доля экспорта машиностроительной продукции.

Что, на ваш взгляд, способствует росту несырьевого экспорта из округа, а что, напротив, сдерживает?

Способствует экспорту деятельность институтов развития: в каждом субъекте СКФО создан Центр поддержки экспорта, работает представительство Российского экспортного центра. Мы оказываем разнообразные услуги экспортерам — от бесплатных консультационных услуг, например поиска иностранных покупателей, до финансовых услуг — кредитования экспортеров, страхования сделок. Есть и компенсационные программы — субсидии на транспортировку продукции за рубеж, на участие в выставках, получение зарубежных сертификатов, регистрацию товарных знаков за рубежом.

Сдерживающие факторы последнего месяца — логистика и расчеты в валюте недружественных стран. Многие логистические цепочки были разорваны, и сейчас предприятия-экспортеры выстраивают логистику заново.


Какие страны импортируют продукцию северокавказских предприятий? Выход на какие рынки интересен для бизнеса СКФО?

По итогам 2021 года в десятку лидеров стран-импортеров входили Азербайджан, Бразилия, Турция, Китай, Армения, США, Казахстан, Австралия, Беларусь, Саудовская Аравия. Как видим, из 10 стран только две относятся к «недружественным», что позволяет надеяться на относительно быструю перенастройку географических приоритетов экспорта.

Для предприятий СКФО традиционно интересны рынки государств СНГ, страны Ближнего Востока, а также Китай и Индия как огромные развивающиеся рынки. Кстати, представители РЭЦ сейчас работают в Беларуси, Турции, Азербайджане, Казахстане, Узбекистане, Таджикистане, ОАЭ, Китае, Индии, Вьетнаме и помогают продвигать российскую продукцию на рынки этих государств. Также есть представительство РЭЦ в Германии, которая включена в перечень недружественных стран, но, возможно, со временем будет более лояльно воспринимать российский экспорт.

Каковы цели ежегодного роста несырьевого экспорта субъектов Северного Кавказа? Какие задачи поможет решить инфраструктура поддержки экспорта, созданная в России в рамках национального проекта «Международная кооперация и экспорт»?

В целом по России реальный рост экспорта несырьевых неэнергетических товаров к 2030 году должен составить не менее 70% по сравнению с 2020 годом. На этот процентный показатель надо ориентироваться и в работе по СКФО.

Инфраструктура поддержки экспорта, созданная в рамках нацпроекта «Международная кооперация и экспорт», помогает экспортерам на всех этапах экспортного проекта — от анализа зарубежных рынков сбыта, поиска иностранных покупателей, оформления необходимых сертификатов и разрешительных документов до получения кредита под залог экспортного контракта, отгрузки товаров иностранным покупателям, возмещения затрат на транспортировку продукции, получения страховой выплаты в случае неплатежа иностранным покупателем за поставленную продукцию.


Какие инструменты федеральной программы поддержки экспортеров вы будете использовать? Какие формы поддержки — финансовой и нефинансовой — интересны и доступны предприятиям малого и среднего бизнеса, которых на Северном Кавказе большинство?

Малый и средний бизнес в основном использует нефинансовые меры поддержки: поиск покупателей, участие в зарубежных выставках, размещение продукции на электронных торговых площадках. Каждый год сотни предприятий СКФО пользуются этими услугами. Но, конечно, хочется призвать предприятия округа активнее использовать финансовые услуги: кредитование экспорта, которое предоставляет Росэксимбанк, входящий в группу РЭЦ, а также страхование экспортных поставок, осуществляемое Экспортным страховым агентством России.

Сейчас ключевая ставка составляет 20% годовых в рублях. Мы же имеем возможность предоставить кредит на пополнение оборотных средств экспортеров под 9,5%, если речь идет о высокотехнологичном экспорте. Есть вариант беззалогового кредита для предприятий МСП — так называемый кредит «Экспортный стандарт». Он выдается по упрощенной схеме под поручительство собственника бизнеса.

Если говорить о страховании, то у нас есть упрощенный продукт для малых и средних предприятий — страхование дебиторской задолженности для МСП. Стоимость такой страховки — 20 тысяч рублей. Она позволяет получить 70% застрахованной суммы, а страхуются поставки в размере до 10 млн рублей, если импортер не заплатит за товар, поставленный на условиях отсрочки платежа. Предлагаю всем экспортерам сегмента МСП рассмотреть возможность использования такого продукта.