— 2020 год стал большим ударом для туристической отрасли по всему миру, и мы, конечно, не исключение. Классические «высокие» месяцы — май, июнь, июль, когда мы не могли принимать гостей в привычном режиме, — подчеркнули, насколько важна отрасль для страны. Ведь, кроме прямого экономического эффекта, а туризм составляет порядка трети экономики Абхазии, существует еще и мультипликативный. Это и торговля, и логистика, и сфера услуг, и многое другое, что прямо или косвенно зависит от турпотока.
С 1 августа мы начали принимать туристов, и по декабрь 2020 года республику успели посетить более 600 тыс. граждан России. Для сравнения: за весь 2019 год в Абхазии побывало немногим более 1 млн человек. Конечно, во многом этот турпоток стимулировался недоступностью для россиян многих популярных зарубежных направлений, в результате чего курорты Краснодарского края оказались переполненными. Так или иначе, сентябрь по результатам оказался лучшим за всю современную историю туристической Абхазии.
Тем не менее мы осознаем, что являемся частью мировой индустрии туризма, и нельзя сказать, что мы не думаем о конкуренции. К примеру, Большой Сочи с его олимпийскими объектами и развитой инфраструктурой сервиса сегодня — туристический центр мирового уровня. И это окружение, этот контекст, в котором мы существуем, заставляет нас постоянно думать о развитии, о том, какой уникальный продукт мы можем предложить туристу, что заставит его выбрать именно Абхазию.
Самое важное — это, несомненно, уникальная, чистая и красивая природа нашей страны. Это как раз то, в чем нас не смогут обойти ни восточные, ни западные конкуренты. Однако в сфере обслуживания и сервиса, безусловно, нам есть над чем работать.
И мы видим перспективы. Нынешний год ярко показал, насколько необходимы модернизация и восстановление бальнеолечебного комплекса Абхазии. Другие важнейшие направления — экотуризм и этнотуризм, плюс, как нам кажется, большие возможности для развития очевидны у сектора паломнического туризма: история христианства в Абхазии намного древнее, чем в России.
Я считаю, что для дальнейшего развития отрасли необходимы серьезные шаги. Во-первых, нужен новый закон о туризме, который у нас работает с 2005 года и успел морально устареть (в нем не оговорено даже ранжирование отелей по «звездным» классам). Во-вторых, необходимо привлекать инвестиции. Государство должно сделать все возможное для формирования благоприятного инвестклимата и налогового режима. Сам по себе сектор имеет большие перспективы, так как предлагает быструю окупаемость. У нас уже реализуются крупные инвестиционные проекты. К примеру, крупный туристический комплекс строится в селе Тамыш, также ведется программа реконструкции номеров в государственных пансионатах в Пицунде.