Мероприятия, реализованные в 2022 году и запланированные на 2023 год, еще больше повысят транспортно-эксплуатационное состояние существующей сети автомобильных дорог, а также улучшат социально-экономическое положение муниципальных образований и республики в целом. Подробнее об этом нашему журналу рассказал министр транспорта и дорожного хозяйства РД Джамбулат Салавов.  

Каковы главные итоги развития дорожного хозяйства Дагестана за 2022 год?

В рамках мероприятий по государственной поддержке дорожного хозяйства Дагестана на 2022 год было предусмотрено свыше 14 млрд рублей, в том числе из федерального бюджета — 1,175 млрд. На эти средства построено и реконструировано 78,8 км дорог и 14 мостов общей длиной 572 м, проведен ремонт и капитальный ремонт 675,3 км дорог и 5 мостов общей длиной 200,3 м. Установлено 25 комплексов фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения. Также в рамках реализации адресных мероприятий по обеспечению БДД завершаются работы по установке 16,8 тыс. блоков ОПТ, 10,4 тыс. п. м наружного освещения, 1,4 тыс. п. м пешеходных тротуаров, 42 пешеходных переходов в соответствии с новым национальным стандартом.

В нынешнем году продолжилось субсидирование дорожной деятельности в муниципальных образованиях республики, на эти цели направлено 1,626 млрд рублей. В результате отремонтировано 405 улиц общей протяженностью 199,7 км и площадью 1,1 млн кв. м, из которых более 95% с асфальтобетонным и цементобетонным покрытием. Работы проведены в 172 населенных пунктах.

Политика стимулирования муниципалитетов к повышению сбора транспортного налога оказалась оправданной и дает динамичные результаты. Если в начале проекта в 2019 году объем средств транспортного налога составлял 770,8 млн рублей, то в проекте бюджета РД на 2023 год распределены субсидии в размере 2,674 млрд рублей. Эта программа, за которой закрепилось название «Мой Дагестан — мои дороги», вызывает самые позитивные отзывы в обществе, поскольку поэтапно решает проблемы, накопившиеся за последние десятилетия на улицах муниципалитетов, при отсутствии даже минимальных источников финансирования.

DSC03162.jpg

Ключевым драйвером развития инфраструктуры является национальный проект «Безопасные качественные дороги». Насколько активно в нем участвует Дагестан?

В рамках этого нацпроекта Минтранс РД проводит масштабную работу. В 2022 году охвачено 48,9 км региональной сети дорог, в том числе реконструкцией и строительством — 7,9 км и одного моста 96,4 п. м, капитальным ремонтом — 4 км и ремонтом — 37 км. Кроме того, в Махачкалинской агломерации, а также в городе Дербенте в текущем году приведено в нормативное состояние 23,5 км дорог местного значения, в том числе реконструкцией и строительством — 5 км, капитальным ремонтом и ремонтом — 18,5 км.

Ремонтируемые в рамках национального проекта участки автомобильных дорог соединяют горные районы и центральную часть Дагестана со столицей республики и является важнейшей составной частью инфраструктуры, способствующей экономическому росту и решению социальных задач муниципальных образований в зоне тяготения.

Среди значимых проектов инфраструктурного развития, которые мы реализуем в рамках нацпроекта, — капитальный ремонт автодороги Махачкала — Буйнакск — Леваши — В. Гуниб на участке км 12 — км 23. Параметры существующей дороги не соответствуют сложившейся интенсивности движения, поэтому принято решение расширить проезжую часть до четырех полос.

Уже завершен ремонт автодороги Буйнакск — Гимры — Чирката на участке км 0 — км 21. Работы велись параллельно на двух участках дорог км 0 — км 8 и км 8 — км 21.

Кроме того, на территории Махачкалинской городской агломерации закончен второй этап внедрения интеллектуальной транспортной системы. Цели проекта — снижение количества ДТП, повышение уровня безопасности дорожного движения для автомобилистов и пешеходов, а также качества сервиса для пассажиров общественного транспорта. В рамках второго этапа в Центре обработки данных установлена телефонная станция и подключена IP-телефония Центра управления дорожным движением — технические средства служат для оперативной связи операторов со смежными ведомствами и организациями.

Минтранс РД готовится к новому сезону, и уже в текущем году полностью законтрактованы объекты, предусмотренные к реализации в следующем году. Запланировано проведение работ на 51,6 км, в том числе капитальный ремонт — 13,6 км и ремонт — 38 км. Аналогичные работы предусмотрены и в Махачкалинской агломерации.

DJI_0862.jpg

На ПМЭФ-2022 была представлена модель транспортно-логистического комплекса Дагестана в составе международного транспортного коридора «Север — Юг». Почему этот проект очень важен для республики и как он будет реализовываться?

Учитывая сложившуюся геополитическую обстановку, повлиявшую на значительное количество сфер экономической деятельности, изменивших вектор направлений торгово-экономического сотрудничества, а также транспортно-логистические маршруты, сегодня Дагестан представляет ключевой интерес для развития транспортной инфраструктуры и экспорта транспортных услуг, поскольку расположен на перекрестке международных транспортных коридоров. Имеются все предпосылки для наращивания транзитных грузоперевозок и перевозок пассажиров, используя мощности транспортно-логистического кластера республики (Махачкалинский порт, аэропорт, железная дорога, динамично развивающаяся сеть автомобильных дорог и пунктов пропуска через государственную границу РФ).

Реализация мероприятий, обозначенных в модели транспортно-логистического комплекса Дагестана, предусматривается за счет средств федерального бюджета. В связи с этим руководство республики, и Минтранс в частности, уже прорабатывает вопросы, связанные с осуществлением намеченных планов по развитию транспортной инфраструктуры РД.

Кстати, уже есть реальные результаты. Распоряжением Правительства РФ № 3690 от 30 ноября 2022 года выделено 13,12 млрд рублей на реализацию мероприятий второго этапа реконструкции аэропорта, в том числе на строительство новой бетонной искусственной взлетно-посадочной полосы размером 3200 x 45 м, расширение перрона с увеличением мест стоянок до 20, других систем обслуживания и эксплуатации.

DJI_0545.jpg

Какие важные задачи будут стоять перед дорожным хозяйством Дагестана в 2023 году?

В первую очередь это реализация мероприятий, запланированных на 2023 год государственной программой «Развитие территориальных автомобильных дорог республиканского, межмуниципального и местного значения Республики Дагестан» с объемом финансирования 12,408 млрд рублей, в том числе из федерального бюджета — 1,769 млрд. В рамках этого финансирования предусматриваются строительство и реконструкция 40,7 км дорог и 3 мостов общей длиной 507 п. м, ремонт и капитальный ремонт 528 км дорог и 1 моста общей длиной 50 п. м, другие мероприятия в отношении региональной и межмуниципальной дорожной сети протяженностью 7,6 тыс. км.

Кроме того, в планах — проработка в федеральных органах власти вопросов строительства и реконструкции участков автомобильных дорог в обход Хасавюрта и Дербента, проектирования и строительства отдельной подъездной автодороги к Махачкалинскому морскому торговому порту от ФАД Р-215 Астрахань — Махачкала, продолжение работ по соединению районных центров со столицей республики дорогами с асфальтобетонным покрытием (Тлярата, Бежта, Кидеро), субсидирование ремонта улично-дорожной сети муниципальных образований РД.

 |